Как пользоваться огнетушителем в машине

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле для техосмотра

Огнетушитель автомобильный – первичное средство пожарной безопасности для ликвидации возгорания на начальной стадии. Автомобиль – пожароопасный объект из-за комбинации в малом пространстве легко воспламеняющихся и взрывоопасных материалов: топливо, газы, пластмассы, электропроводка. Время охватывания машины огнём по статистике 3 – 15 мин.

Нужен ли огнетушитель в машине по закону

Для прохождения ТО огнетушитель обязателен. Параметры устройства, виды и характеристики закреплены в ГОСТ, НПБ.

Требования к огнетушителю

Какой объем огнетушителя должен быть

Разрешены ручные, автоматические агрегаты большей массы, но не ниже предписанных параметров. Устройство должно предназначаться изготовителем для автотранспортных средств (АТС).

Объем не ниже (л)

Масса заряда (не баллона) не ниже (кг)

Сколько огнетушителей должно быть

Количество тушащих приборов для постановки автомобиля на учет и ТО регламентировано СП 9.13130.2009 (Приложение В п.п. В1 – В2) и «Правилами противопожарного режима» (п. 212). Параметр зависит от веса, назначения, вместимости машины.

В легковом автомобиле

Легковые машины оборудуются не меньше 1 изделием с весом заряда от 2 кг и 2 л. Требуемые возможности: тушит модельные очаги возгорания от 0,7А и 21В.

В грузовом автомобиле

Для грузовых ТС потребуется:

    для АТС до 3,5 т – один (2 кг, 2 л, от 0,7А и 21В);

грузовики для транспортировки людей или с массой от 3,5 до 7,5 т, комбайны, тракторы – два аналогичные;

  • АТС от 7,5 т, перевозящие опасные грузы (фуры, бензовозы, автоцистерны) – два от 2A и 70B.
  • В автобусе

    Для автобусов массой от 3,5 – 7,5 т потребуется от 2 аналогичных огнетушителей весом заряда по 2 кг, 2 л.

    Срок годности автомобильного огнетушителя

    Все ёмкости раз в 5 лет подлежат обязательной полной проверке со сменой заряда, даже если все показатели в норме. Изготовителем может предусматриваться и увеличенная частота техобслуживания.

    Срок годности для техосмотра (лет)

    Годность заряда и перезарядка (не реже)

    Обновление заряда проводится чаще, если это указано изготовителем. Например, заново заправлять автомобильные огнетушители порошкового типа некоторых моделей предписывают раз в 4 или 1,5 года, углекислотных – раз в 2 года.

    Прохождение техосмотра включает осмотр устройства пожаротушения, фильтров, всех узлов, проверку массы заряда взвешиванием.

    Дата выпуска указана на корпусе производителем (напротив числа оторван кусочек бумаги):

      арабские цифры – год выпуска;

  • римские – месяц.
  • Даты годности и проверок вписываются изготовителем и профильными организациями в техдокументы и наклейки на корпусе.

    Стоимость перезаправки ОП почти равная цене нового изделия – как правило, лучше купить новый, если прошел срок службы.

    Штраф за отсутствие огнетушителя

    В перечень неполадок и нарушений, ведущих к запрету эксплуатации ТС (п. 7.7 Гл. 7 ПДД), включено отсутствие автомобильного огнетушителя. При наличии веских оснований инспектор ГИБДД досматривает машину.

    Штраф за просроченный огнетушитель или его отсутствие предусмотрен ст. 12.5 КоАП – 500 руб. Размер фиксированный. Инспектор вправе ограничиться предупреждением.

    Какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый, углекислотный или аэрозольный

    Общие требования для противопожарного автомобильного оборудования:

      сертификация по испытаниям на вибрации, тряску по ГОСТу Р51057;

    сохранение работоспособности при от -30 до +50 °С;

    рекомендовано изготовителем для транспортных средств;

    машины на сжиженном газе оснащается оборудованием для класса возгорания С;

  • передвижные спецсредства по типу лабораторий в виде фургона на шасси автомобиля комплектуются средствами под возможный вид пожара.
  • Углекислотные ОУ

    Углекислотные средства пожаротушения эффективнее порошковых.

      классы огня B, C, E. Меньше, чем у ОП, но результативнее против возгорания газов, топлива;

    ОТВ проникает внутрь оборудования;

    нулевой уровень загрязнения и коррозии: ОТВ похоже на снег, туман или иней, испаряющийся, не оставляющий следов;

    не создается пылевое облако, видимость места пожара приемлемая;

  • применяются для электрооборудования с напряжением до 10 000 В.
    1. слабо или вообще не тушат:

        твердые материалы (класс A): бумагу, дерево;
  • металлы обычные, щелочные и щелечноземельные (Al, Mg, NA, Ti);
  • более высокая стоимость;

    давление около 15 Мпа – больше рисков разрыва;

    отдача – баллон может вырвать с рук;

  • опасность для окружающих: возможно отравление с угнетением функций дыхания, холодный ожог.
  • Принцип работы ОУ основан на вытеснении углекислым газом кислорода из очага тушения, «иней» создает пленку с огнепреграждающими свойствами, инертный газ способствует самозатуханию. Подробнее об ОУ читайте здесь.

    Порошковые ОП

    ОП более универсальное и комплексное устройство для борьбы с возгоранием. Кроме ручных (переносных), распространены автоматические огнетушители с порошковым ОТВ.

    ОП все классы возгораний, кроме F, но нужно подбирать тип порошка. Для автотранспорта нормы пожарной безопасности рекомендуют использовать ОТВ с многоцелевым назначением (АВСЕ).

      тушит больше классов пожара;

    длинная струя (до 6 м);

    работает при -50 °С;

    неприхотливость: хранится в любом положении;

  • меньше опасность разрыва, поскольку давление внутри сравнительно небольшое – до 1,6 Мпа.
  • ухудшает видимость, создавая пылевое облако;

    огонь может снова вспыхнуть – требуется проверка очага;

    порошок склонен к комкованию, слеживанию, забиванию сопла;

  • налипшую смесь трудно отмыть.
  • Подробнее про порошковые средства пожаротушения читайте здесь.

    Аэрозольные ОА

    Согласно изменениям в НПБ в транспортных средствах не применяются огнетушители:

  • пенные (ОВП, ОХП).
  • ОА – это небольшой баллончик, напоминающий освежитель воздуха. Внутри – пенная или эмульсионная смесь. Прибор имеет малую мощность струи, объем и крайне малоэффективен для тушения топлива, плавящихся веществ, элементов под напряжением.

    ОВП и ОХП до недавнего времени применяли в АТС, они более эффективней ОА, но их запретили из-за совокупности недостатков:

      пена проводит электричество;

    ОТВ со слабым огнепреграждающим свойством;

    низкая эффективность против топлива, ГСМ, плавящейся проводки;

  • для ощутимого результат недостаточно 2 – 5 л.
  • Как выбрать огнетушитель в машину

    Рекомендации по выбору:

    манометр исправный, стрелка на зеленой зоне;

    действительный по сроку годности;

    есть пломба, чека;

    присутствует техпаспорт, инструкция, сертификат;

    корпус без коррозии с толстой цельной краской;

  • чем выше тушащая способность, тем лучше.
  • Огнетушитель срабатывает с небольшой задержкой 4 – 7 сек., данный параметр надо уточнить у продавца. Двухлитровая емкость – это 6 сек. выпуска струи, что крайне мало.

    Где должен находиться огнетушитель в машине

    Правила по размещению средств пожаротушения в автомобилях:

      исключаются места с возможностью нагрева свыше +50 °С;

    автобусы и грузовики: один – кабина, второй – салон, кузов;

    грузовики с опасными грузами и больше 7,5 т: один – на шасси, второй – в кузове (цистерне);

    в кабине место расположения – легкодоступное, без преград, близко к водителю, не под капотом;

  • устройства, размещенные вне кабины защищены от грязи, влияния климата.
  • Нельзя держать автомобильные огнетушители внутри багажника, на кузове, за исключением:

      если изделий больше предусмотренного минимума. Пример: для легкового автомобиля поместить один в доступном месте внутри салона (под сиденьем), второй – в багажнике;

    если это позволено (автобусы, грузовые ТС);

  • самосрабатывающие огнетушители разрешено крепить на труднодоступные места (около мотора, бензобака, под крышкой капота).
  • Как закрепить огнетушитель

    Незакрепленный корпус превратится в снаряд при срыве. Крепление в автомобиле должно быть надежным и исключить выпадение ёмкости во время движения, столкновения, при ударе.

    Специальный кронштейн продается в спецмагазинах. Стандартно огнетушитель фиксируется в автомобиле двумя или одним металлическими хомутами с болтами. Крепление имеет защелки для быстрого извлечения.

    Дополнительно устанавливают держатель из трубки, пластин или раму, повторяющую округлость огнетушителя и фиксирующую его.

    Как пользоваться огнетушителем в машине

    Алгоритм приведения в действие:

      Сорвать пломбу и ограничитель.

    Держать корпус вертикально.

    Желательно подойти с наветренной стороны.

    Направить раструб на очаг.

  • Нажать на пусковую ручку или кнопку.
  • Предостережения для углекислотных огнетушителей :

    держать за ручку, а не за раструб, поскольку струя с температурой -70 °С. Помимо этого, сопло может проводить электричество;

  • не направлять на людей.
    1. с переднего края возгорания вглубь;

    сверху вниз – сначала под автомобилем;

    тушить горящую поверхность, а не само пламя;

    снять клеммы аккумулятора во время пожара, если это возможно, после гашения – обязательно. Способы: не токопроводящими специальными или подручными устройствами, перекусив кусачками провода;

    использовать толстые хлопчатобумажные (не синтетические) или огнеупорные перчатки;

    если пламя или дым вырывается из капота, тушить через щели. Затем открыть крышку, но с осторожностью, поскольку огонь может вырваться;

    если есть угроза взрыва бензобака – прекратить тушение и отойти;

    прикрываться дверьми, крышкой багажника, капота от огня;

    ОТВ расходовать экономно, краткими нажатиями на пуск 1 – 1,5 сек.;

    оставить немного огнетушащего вещества и проверить, нет ли возможных мест появления пламени;

  • первый выпуск струи ОТВ самый результативный – рекомендовано тщательно рассчитать попадание струи.
  • Углекислотные средства намного эффективнее порошковых при горении топлива, но дороже и сложнее в эксплуатации, их надо хранить в вертикальном положении, если иное не указано изготовителем. Среди водителей популярнее порошковые устройства, поскольку дешевле, компактнее, неприхотливее.

    Как пользоваться огнетушителем в машине

    Тому, кто хоть раз видел горящий автомобиль, наверняка приходило осознание, как порой бывает коварна жизнь. Только подумайте: утро, ничего не предвещало беды, человек сел в свою машину, поехал на работу, а потом – раз! Несколько минут — и от 7-10 тысяч долларов остались только зола и каркас. Представлять себя на месте «погорельца» не хочет никто, но при этом каждый понимает, что никто не застрахован.

    Основная масса автолюбителей, покупая огнетушитель, думает лишь о том, как пройти техосмотр. В понимании большинства это тот предмет, который в машине лучше иметь, но не приведи Господь им воспользоваться. Но ситуации бывают разными, и огнетушитель может понадобиться для дела, причем, если не тебе, то кому-то другому.

    Это видео(под катом) было снято в сентябре 2011 в Минске. Прямо во время движения загорелся Ford Scorpio, водитель попытался потушить пламя маленьким автомобильным огнетушителем, но его содержимое быстро закончилось. В этом видео показательно то, что автомобиль горит, а люди проезжают мимо. Заметьте, с какой скоростью распространяется пламя, и в ситуации, когда значение имеет каждая минута (специалисты утверждают, что автомобиль полностью выгорает за 5-6 минут), помочь бедолаге никто не изъявляет желания.

    Читайте также  Можно ли хранить летнюю резину на морозе

    Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но неужели людям жалко своего огнетушителя, чтобы помочь другому? Или их (огнетушителей) у многих нет или они просто не умеют ими пользоваться? Несомненно, у каждого проехавшего мимо своя причина. Но бывали ситуации, когда даже 2-3 огнетушителя подоспевших на помощь водителей не могли спасти автомобиль. В связи с этим возникает вопрос: что можно потушить автомобильным огнетушителем и нужен ли он вообще?

    За ответом на этот вопрос мы отправились в Пожарный аварийно-спасательный отряд Минского областного управления МЧС в Молодечно, где нам пообещали не только рассказать, но даже показать, что и как.

    По наблюдениям, чаще всего пожар в автомобиле начинается с моторного отсека. Это действительно самый распространенный «сценарий» (43,3% случаев), причем половина авто из этой категории вспыхивает из-за неисправностей электропроводки. Еще 20% возгораний начинаются в салоне или кабине автомобиля. Незначительный процент приходится на кузов и багажник, элементы ходовой части и выпускную систему.

    — Несмотря на то, что в бортовой сети автомобиля напряжение составляет 12 вольт, в ней возможно возникновение тех же пожароопасных режимов, что и в обычной электросети, — коротких замыканий, больших переходных сопротивлений, искрений, перегрузки, — рассказывает начальник отряда Леонид Малашко. – Причем одинаково хорошо горят как старые, так и относительно «свежие» автомобили. Если у первых со временем трескается изоляция проводов, что-то где-то перетирается, иногда хозяева вместо штатного предохранителя ставят обычный провод, то новые иногда вспыхивают после неумелого «тюнинга» — установки мощной звуковой аппаратуры, сигнализации, какого-то дополнительного оборудования. Во втором случае пожар начинается в салоне автомобиля. Сюда же – возгорания от незатушенной сигареты или других источников. Еще одна распространенная причина автопожаров – поджог. Каких-либо закономерностей в таких преступлениях нет, кроме того, что часто страдают автомобили, находящиеся рядом, если это двор или стоянка.

    — Но старые автомобили все-таки горят чаще…

    — Да, еще бывает, что причиной пожара становится воспламенение технологических жидкостей. Что характерно, зимой пожаров из-за утечки топлива фиксируется значительно больше, чем летом. Понятно, что подтеканием жидкостей чаще грешат немолодые автомобили. В ДВС температура отработанных газов по длине выпускного тракта составляет 800-830С, а температура поверхностей – 710-770С. Это гораздо выше температуры самовоспламенения большинства ГСМ, используемых в автомобиле.

    101 – служба хоть и оперативная, но порой автомобили сгорают быстрее, чем приезжают огнеборцы. Поэтому многое в такой ситуации зависит именно от действий водителя. Как утверждают профессионалы, на начальной стадии пожара, когда еще нет огня, а есть только задымление, можно справиться и при помощи обычного автомобильного огнетушителя. Они считают, что на данном этапе спасти ситуацию водитель может за счет правильных и грамотных действий. Что нужно делать, рассказывает начальник пожарно-спасательной службы Михаил Четырко.

    Если не «дернуть ручку», открывающую капот, сразу, потом его можно просто не открыть, соответственно что-то сделать в таком случае будет проблематично. Почему нельзя резко поднимать капот, наверное, также всем понятно: от притока кислорода горение, как известно, только усиливается, кроме того, есть риск получить ожоги. Если задымление сильное или из-под капота уже выбиваются языки пламени, голыми руками пытаться открыть капот не стоит. Лучше делать это при помощи какой-нибудь палки или монтировки. Если же возгорание не удалось быстро ликвидировать, следует отойти от автомобиля на безопасное расстояние, потому что может взорваться топливный бак.

    Теория – теорией, но нам не терпелось перейти к практическим занятиям. Для этого мы даже привезли свой огнетушитель, который купили в магазине. Спасатели презрительно посмотрели на «пшикалку» и настояли на том, чтобы в эксперименте участвовали только специально обученные люди.

    Нашей целью было выяснить, можно ли потушить автомобиль обычным огнетушителем, которые покупают водители для прохождения техосмотра? Для этого мы подожгли старый ВАЗ.

    Признаться, условия эксперимента не совсем соответствовали жизненным, т.к. мы машину подожгли специально при помощи бензина, а это немножко другое, чем, к примеру, тление или горение электропроводки. С другой стороны читатель получил представление о том, насколько хватает обычного автомобильного огнетушителя. Если честно, закончился он уж как-то очень быстро. Спасатели также использовали порошковый огнетушитель, только объемом в 10 литров. Как видите, оказалось достаточно одного «пшика».

    Но ошибка «обычного водителя» заключалась не только в выборе орудия тушения пожара.

    Как видим, не все так просто, как может показаться со стороны. Но, согласитесь, в любом случае шансов самостоятельно справиться с огнем все-таки больше при наличии нормального, объемного огнетушителя.

    — По хорошему, нормальный огнетушитель – это на 3-5 кг, — советует Леонид Малашко. – Он, конечно, требует места, под сиденьем его не прикрепишь, но в случае чего он реально сможет помочь. Как вы убедились, литровым особо ничего не потушишь. Еще важно, чтобы огнетушитель был рабочим, т.к. случаев, когда они в нужный момент просто не срабатывали, — масса. У огнетушителей есть срок годности, за которым нужно следить. За этим, конечно, следят также работники станции техосмотра, но это ваша безопасность, и не стоит полагаться на то, что он может вам никогда не понадобиться. Сейчас почти все огнетушители оснащены монометрами, с помощью которого водитель может сам следить за давлением в баллоне. Если стрелочка ушла за пределы зеленого сектора, нужно обратиться в пункт перезарядки, которые есть при каждом РОЧС и БДПО.

    — Что происходит с огнетушителем по истечении срока годности? Его нужно просто выбросить? У многих они так и остаются нетронутыми.

    — Огнетушитель может оставаться рабочим и после 5 лет с даты заправки, но после истечения срока годности производитель не дает никаких гарантий. Можно оставить такой огнетушитель в гараже, можно возить с собой в машине в качестве дополнительного, но сработает он или нет — тут уже как повезет.

    С помощью просечек на этикетке «выбивается» дата изготовления. По ней ориентируются работники станций техосмотра.

    — Есть ли разница между огнетушителем в пластмассовом и железном корпусе? И где вообще лучше их покупать?

    — Разницы нет, т.к. материал корпуса не влияет на эффективность. Мы сами используем большие огнетушители в пластиковых корпусах, внутри которых давление достигает 320 атмосфер. Они не взрываются, все с ними нормально.

    Я бы советовал покупать огнетушитель все-таки в специализированных магазинах, которые имеют лицензию. Там продаются сертифицированные и поверенные средства для тушения пожара, им, если честно, больше доверия. Не исключено, что и рыночные торговцы имеют лицензию, но не будет лишним этим моментом поинтересоваться.

    А есть ли выбор?

    Итак, автомобильные огнетушители. Еще несколько лет назад их было два вида – порошковые и углекислотные. Но постепенно от последних торговая сеть почти отказалась, потому что они дороже и по цене, и по стоимости обслуживания, да и, видимо, особого спроса на них у автолюбителей не было. Как говорится, зачем платить больше, если разницу можно никогда и не узнать?! Поэтому сейчас в широкой доступности именно порошковые варианты.

    Принцип действия порошкового огнетушителя идентичен использованию песка при тушении пожара – попадая на горящую поверхность, он прекращает доступ кислорода, необходимого для горения. Однако не стоит забывать, что содержимое огнетушителя небезопасно для здоровья, поэтому лучше стараться избегать вдыхания распыленного порошка. Кроме того, поговаривают, что порошок оставляет следы на ЛКП. Но, согласитесь, лучше они, чем голый каркас автомобиля.

    Огнетушители хорошо переносят как высокие, так и низкие температуры хранения, поэтому единственное, чему стоит уделить внимание – это месту хранения. Профессионалы советуют держать его в салоне автомобиля, но только так, чтобы он не катался туда-сюда, а то неровен час может и сработать.

    Багажник – не самое удачное место для огнетушителя. Во-первых, доставать его оттуда дольше, во-вторых, у многих современных автомобилей за открытие багажника отвечает электроника, и в случае, если электропроводка «откажет», его в нужный момент можно просто не открыть.

    Перед тем, как определить огнетушитель на хранение, нужно почитать инструкцию, чтобы понять, как он работает.

    Принцип «активизации» огнетушителя прост: сорвать пломбу, выдернуть чеку, нажать

    Вот, собственно, и все премудрости. Но проблема часто бывает в другом – люди оказываются настолько не готовы к такой ситуации, как пожар, что в состоянии стресса не всегда могут действовать адекватно, даже если теоретически подкованы. Тем и ценна помощь людей со стороны, если, конечно, они не проезжают мимо…

    Выбираем с умом огнетушитель автомобильный

    Огнетушители — вещь незаметная и неважная (так многим кажется), пока не случится беда. А так как это бывает внезапно, то готовым нужно быть всегда.

    Подойдите серьезно и ответственно к выбору, покупке и обслуживанию оборудования. Это первичное средство для борьбы с пожаром, чем быстрее вы его примените, тем больше шансов победить возгорание.
    Везде, где есть опасность возгорания, должен быть соответствующего вида огнетушитель. Каждый автолюбитель имеет огнетушитель автомобильный, без него даже технический осмотр пройти невозможно.
    Устройство и принцип работы.
    Огнетушители делят на виды:

    Углекислотные;
    Порошковые;
    Водные;
    Воздушно-пенные.
    Различают по размеру от 1 до 100 л и сфере применения, в зависимости, что может гореть.
    Говоря об огнетушителях автомобильных, мы понимаем из чего автомобиль сделан, поэтому подойдут первые два. Попробуем разобраться какой выбрать.
    Критерии выбора
    По каким техническим характеристикам выбирать, на что смотреть и сколько стоит огнетушитель для автомобиля. Что можно тушить и что нельзя.


    Ценовой вопрос важен, именно экономия движет автолюбителями, когда в машине болтается старый, неисправный баллон. Предназначен он не для борьбы с огнем, а для предъявления сотруднику ГИБДД. Зачастую автолюбители не жалеют средств на приобретение новейшей сигнализации, а это лишние провода, которые могут гореть.

    Читайте также  Какая Разболтовка на ниве 21213

    Стараясь сэкономить на топливе, нередко устанавливают газовое оборудование. Очень важно, чтобы все эти работы выполняли квалифицированные специалисты. И точно так же следует относиться и к пожарной безопасности, и сколько стоит огнетушитель для вашего автомобиля — вопрос важный, но не главный.
    Правила использования при пожаре.

    Какие предъявляют требования для огнетушителей, расположенных в автомобилях.

    Огнетушитель — вещь необходимая. Сколько случаев, когда сгорает автомобиль и гибнут люди из-за его неисправности. Считается, что чем больше машина, тем объемнее должен быть огнетушитель, в любом случае – не меньше двух килограмм для легковых и пяти для грузовых. При выборе специалисты рекомендуют обратить внимание:

    Корпус должен быть металлическим, без вмятин и повреждений, не должно быть заусениц;
    Манометр показывает рабочее давление в зеленом поле;
    Чека опломбирована;
    Обязательно наличие сертификата;
    Покупая средство пожаротушения для автомобиля, внимательно ознакомьтесь с паспортом, рассмотрите маркировку, прочитайте инструкцию. Мало будет пользы от изделия, если вы попросту не будете уметь им пользоваться. Необходимо вовремя делать замену или перезарядку баллона, обслуживание. Самое главное, огнетушитель должен быть легко доступен для водителя в кабине. Очень правильно поступают те, кто имеет два: ОП в кабине и ОУ2 в багажнике. Приобретайте огнетушитель автомобильный в специализированных магазинах, сравните сколько стоит ваша жизнь и автомобиль, перестаньте экономить на мелочах и пренебрегать безопасностью.

    Что важно знать при покупке

    Прислушиваясь к советам специалистов, делаем вывод, что в каждом автомобиле обязательно должен быть исправный огнетушитель, самый надежный вариант, когда их два: и порошковый, и углекислотный. Оборудование должно быть легкодоступно. У вас будут считанные минуты, чтобы спасти свое транспортное средство. На вопрос, сколько конкретно стоит средство пожаротушения для авто, ответить сложно, цену уточняйте, так как они меняются. Главное, покупайте в проверенных специализированных магазинах, требуйте сертификат.

    Размеры огнетушителей для автомобилей регламентируются правилами:

    Порошковый или углекислотный с объемом 2л для легковых машин;
    Для грузовиков аналогичное устройство должно быть объемом не менее 5л;
    В автобусах применяется прибор, объем которого не меньше 5л, их должно быть 2шт;
    Для бензовозов применяются порошковые, с объемом не меньше 5л, также 2шт.
    Помните, что прибор должен быть доступен, но не болтаться по салону или в багажнике автомобиля, соприкасаться с другими предметами, которые могут сломать пусковое устройство или деформировать корпус. Кроме того, баллон может закатиться под педали газа или тормоза и заклинить их. Вы должны его хорошо закрепить.

    Необходимо своевременно купить надежный средство пожаротушения, содержать в исправном виде, но лучше всего, если он вам никогда не понадобится.

    Огнетушитель в машине: правильный выбор, эксплуатация и заправка

    Самое важное назначение известно всем — тушить очаги возгорания, об этом знают даже дети. Никто не может угадать когда понадобятся средства для пожаротушения и аптечка, но если есть хоть малейшая вероятность, то лучше быть готовым.

    Это не метод вытянуть с Вас лишние деньги, а забота о здоровье и имуществе. Наличие огнетушителя регламентируется в специальном положении для допуска к эксплуатации ТС и отсутствие рабочего устройства повлечет выписывание штрафов. В независимости от марки, дороговизны и страны в любом автомобиле огнетушитель должен быть.

    Автомобиль может сгореть за несколько минут, при этом причину и возникновение пожара увидеть сразу достаточно проблематично, пока не будет густого дыма, но даже в таком случае из-за большого количество легковоспламеняющихся жидкостей проходит весь процесс быстро. Не стоит рассчитывать на пожарных, они вряд ли успеют приехать быстро.

    Если у Вас будет под рукой персональный огнетушитель, то шанс потушить в первые три минуты очень большой. Лучше всего закрепить его в багажнике на специальных кронштейнах или по возможности недалеко от водителя.

    Устройство и работа огнетушителя

    Каждый отдельный вид имеет свои параметры, методы работы и прочее. В общем конструкция схожа: цилиндрический корпус с соплом, откуда при активации устройства выходит огнетушащее вещество.

    Обычные или по другому ручные активируются нажатием рычага (запорного механизма). Во многих моделях присутствует трубка для направленного выхода струи или раструб. Перед началом работы с изделием надо выдернуть чеку-предохранитель, она надежно защищает от ложных срабатываний при перевозке.

    Реже используют огнетушители типа забрасывания, просто баллон кидают в очаг и он от удара сам срабатывает, орошая поверхность. В автомобилях крайне неудобно и нецелесообразно.

    Бывает различный объем, но для машины приобретаются небольшие, легко помещающиеся в багажник или под сиденье. Ряд огнетушителей имеют манометр для контроля давления внутри корпуса.

    Для огнетушителей транспортных средств стоит учесть следующее:

    Объем должен быть не менее 2-х литров.

    Они должны эффективно бороться с очагами возгорания твердых горючих веществ, жидких, и иметь возможность тушения электрооборудования под напряжением.

    Следует проверять рейтинг на этикетке, чем выше, тем лучше справляется.

    Работа и область применения зависит от наполнения. Более подробно рассмотрим далее исходя из видов.

    Время работы зависит от производителя, обычно составляет 10-20 секунд. Обязательно надо стать в устойчивую позу и нацелиться, второго шанса не будет. Все они одноразовые.

    Дальнобойность может достигать до 6 метров. Следует позаботиться об отсутствии посторонних предметов на пути струи и других людей. Не вдыхайте порошок, может начаться приступ кашля.

    Виды огнетушителя: различия и выбор для автомобиля

    Выделяют несколько способ тушения возгораний, такие как: водой, пеной, порошком или углекислым газом. В связи с этим и огнетушители делятся на соответствующие виды. Именно для транспортных средств применимы только: пенные, порошковые и углекислотные, а также их разновидности.

    Порошковые огнетушители

    Чаще всего именно их можно встретить в большинстве машин. Устроен он просто — огнетушащий порошок находится инертных газов – азота, воздуха или углекислого газа, закачанного внутрь под давлением. Показатели должны быть всегда в соответствии с теми, что указаны в инструкции от производителя. Сам баллон оснащен датчиком давления, по нему удобно следить за состоянием изделия.

    Если давление будет недостаточным, то порошок будет выбрасываться при нажатии рычажка с недостаточной силой, и действие станет не эффективным. Тушение происходит за счет лишения огня доступа к кислороду, ведь порошок покрывает его тонким слоем. Бывают скачанные, с газогенерирующими патронами и с баллоном высокого давления. Все варианты отлично справляются с задачей.

    Они хорошо справляются с пожаром в салонах авто и в двигателе. Единственный минус в том, что удалить налет порошка с поверхности будет потом сложно. Могут возникнуть большие проблемы при восстановлении уцелевших от пожара частей автомобиля.

    Для них важен срок годности, никаких исключений после окончания даты, указанной в паспорте или на самом баллоне.

    Воздушно пенные огнетушители

    Маленькие по размеру и скорее подойдут для маленького очага возгорания. Обычно находятся под сиденьем водителя, что бы быстро достать и применить. Для большого пожара они бесполезны, так как маленький объем до 1 литра.

    При нажатии на рычаг начинает выдавливаться струя пламегасящей пены, в состав которой входят парообразующие галоидированные углеводороды.

    Как вариант быстрой помощи в салоне, при неаккуратном курении и подобных случаях.

    Углекислотный огнетушитель

    Как понятно из названия — работает на сжатом углекислом газе СО2. На баллоне есть вентиль и раструб, для лучшего распыления. Большой и мощный поток углекислоты низкой температуры (до -80 С) подается на горящую поверхность и быстро охлаждает.

    Важно следить за сроком годности, как известно со временем любой газ просто улетучится. Главное преимущество заключается в щадящей работе для поверхности деталей и легком восстановлении их в будущем.

    Такой тип огнетушителя надо использовать с осторожностью. При попадании на кожу может вызвать обморожение, а при концентрации во вдыхаемом воздухе около 10% углекислоты вызвать паралич легких.

    Исходя из описанного и по отзывам самих автовладельцев лучшим решением можно считать покупку порошкового огнетушителя ОП-2. Он лучше всего подходит и имеет достаточный объем. Также есть мнение, что стоит хранить два типа одновременно — порошковый и углекислотный, под разные ситуации.

    Что будет, если не приобретать огнетушитель в машину

    Минимум — будете получать штрафы при проверках, максимум — в случае возгорания потеряете транспортное средство и получите ожоги. Да и транспортное средство не получит допуск ТО.

    Если Вас остановили сотрудники ДПС и Вы честно признаетесь в его отсутствии, то штраф будет минимальным. Особо “наглые” сотрудники могут пугать Вас запретом на дальнейшую эксплуатацию, но не воспринимайте это серьезно. Всё что положено в данном случае: предупреждение и штраф.

    В крайнем случае, можно сказать, что использовали на днях и еще не успели купить новый. В ПДД указано, что если в дороге возникли непредвиденные ситуации, например, необходимо было потушить костёр, то водитель должен направляться к месту ремонта или исправления неисправностей (в случае огнетушителя — в магазин для покупки нового). Об этом и следует сообщить инспектору. Это радикальное решение и лучше не прибегать к его использованию постоянно, а лучше иметь под рукой огнетушитель.

    Можно надеяться на других водителей в потоке, но не всегда они с охотой придут на помощь или рядом может не оказаться других машин. Запомните — не воспользуетесь сами, возможно спасете кого-то еще.

    Срок службы, заправка и замена

    Порошковые огнетушители необходимо подзаряжать каждые два года, а переосвидетельствовать раз в год. Углекислотные должны проходить обязательное ежегодное техническое освидетельствование и перезарядку раз в 3-5 лет.

    Но даже это не гарантирует то, что срок годности не повлияет на тот факт, что порошки слежаться или газ испарится, так обязательно следите за указанными датами на этикетках. Иначе в самый нужный момент они просто не сработают или будут малоэффективны.

    Нельзя использовать дешевые, сомнительного производителя огнетушители. Лучше взять проверенные в хорошем магазине, не для вида.

    Важно! Читайте инструкции по применению заранее, чтобы не удивляться в будущем, что прикосновения вызвали обморожение или Вы просто не можете понять, где находится чека. Поскольку реальный пожар — это всегда паника, лучше ознакомиться с блокиратором заранее: инструкция есть на корпусе огнетушителя.

    Читайте также  Как включить сигнализацию Шерхан Магикар 5

    Огнетушители в автомобиле

    2. Огнетушители делятся на пять основных видов: углекислотные, порошковые, аэрозольные, водные и воздушно-пенные. Специально для автотранспорта они не выпускаются, выбирать приходится из общего списка. Владельцы легковых автомобилей обычно останавливаются на первых двух вариантах, реже покупают аэрозольные. Последние отличаются компактностью, яркой внешностью и почти полной неэффективностью. Кроме того, если на наличие углекислотного огнетушителя вместо порошкового инспектор в 99% случаев закроет глаза, то аэрозольный приравнивается к его отсутствию.

    Порошковый огнетушитель (маркируется аббревиатурой ОП). Считается универсальным, он тушит все типы горючих материалов. Активное вещество представляет собой тонкодисперсионный порошок, напоминающий обычный стиральный, закачанный под давлением 16–24 атм. При использовании порошок ложится на место возгорания, спекается до твердой корки и прекращает доступ кислорода к месту возгорания. Как часто бывает, плюс оборачивается минусом: после применения приходится приложить немало усилий, чтобы содрать корку, и до посинения пылесосить всевозможные скрытые полости. Дело в том, что порошок очень едкий, и, попадая в труднодоступные места, он начинает разъедать металл, начинается коррозия. Не менее вреден и для органов дыхания.

    Углекислотный огнетушитель (ОУ). Заметно уступает по огнетушащим свойствам порошковому. Он не тушит твердые тлеющие вещества, значит, тлеющую проводку или резину придется дотушивать водой, песком или другимиподручнымисредствами. Главная задача такого огнетушителя — сбить пламя. В баллон закачана углекислота CO2 под давлением порядка 55 атм. По сути та же «газировка», она охлаждает очаг до —74ОС и покрывает его снегообразными хлопьями, которые потом моментально испаряются. Поэтому вреда для автомобиля нет никакого, коррозии не будет. Надо лишь не допускать попадания вещества на кожу, чтобы избежать обморожения. Для этого у углекислотных огнетушителей сделан специальный пластиковый раструб.

    Аэрозольный огнетушитель. Этот вид можно обнаружить в салонах многих легковушек. Состав огнетушащего вещества — пропилен, водород, азот. Предполагается, что он тушит все типы материалов, но специалисты крайне скептически относятся к широкому ассортименту баллонов, встречающихся на авторынках. Как правило, это жестяные или пластиковые длинные баллоны емкостью от 750 мл до 2 л с привычным распылителем, способные затушить разве что пепельницу или прожженное сигаретой кресло. Отметим, что аэрозольный баллон замерзает при температуре ниже +5ОС (правда, восстанавливается после переморозки), в отличие от ОП и ОУ, рабочий диапазон которых от —40 до +50ОС. Некоторые производители утверждают, что их баллоны выдерживают температуру до —20ОС, но эта цифра вызывает большие сомнения.

    3. Объем огнетушащего вещества в литрах. Заметим, что общий объем и объем (масса) огнетушащего вещества (вместимость корпуса) не одно и то же. Так у ОП-2 объем чуть больше 2 л, но масса заряда четко 2 кг, у ОУ-2 объем корпуса вообще 3 л, а масса заряда — 2,1 кг. И углекислотный, и порошковый 2-литровый огнетушитель тушит 1,07 м2 условного возгорания, литровый — 0,66 м2. Меньше двух литров в автомобиле возить не стоит, поскольку специалисты уверены, что меньшим объемом затушить более-менее серьезное возгорание не удастся. Вообще, при покупке огнетушителя всегда встает вопрос сочетания компактности и эффективности. Но очень компактный баллон большую площадь возгорания не потушит. Поэтому не стоит экономить на собственной безопасности, тем более что экономия очень условна: разница между 2-литровым и литровым баллоном составляет всего 50–60 рублей.

    4.Классификация по способу вытеснения огнетушащего вещества:

    закачные (маркируется З);

    В первом случае порошок закачан внутрь баллона под давлением. Порядок применения довольно прост: нужно сорвать пломбу, выдернуть чеку и нажать на рычаг. По сравнению с ними газогенерирующие более медлительные. После выдергивания чеки нужно поднять рычаг до упора и потратить драгоценное время (3–5 секунд) на ожидание: боек должен проколоть колбу с газом, который заполняет корпус и вытесняет порошок.

    Контролировать состояние закачных огнетушителей нужно по манометру на корпусе: там три зоны — «норма», «избыток» и «недостаток». Указатель должен быть либо в зеленом, либо в желтом секторе. Правда, манометр может и подвести из-за заводского брака, порошок внутри будет, но не окажется давления, и при использовании огнетушитель лишь фыркнет.

    Определить годность газогенерирующего огнетушителя невозможно, манометра-то нет. Сработает или не сработает, проколется колба или нет? Зато даже дотошный гаишник не докопается.

    5. Тип пригодных для тушения материалов:

    — твердые вещества (маркируется буквой A);

    — горючие жидкости (B);

    — электропроводка под напряжением (E).

    6. Порядок приведения в действие. Для закачных огнетушителей:

    нажать на рычаг.

    Для газогенерирующих огнетушителей:

    поднять рычаг до упора;

    подождать 3–5 секунд, пока боек проколет колбу с газом;

    нажать на рычаг (раструб уже должен быть прикручен и готов к использованию).

    7. Дата изготовления. Срок годности порошковых огнетушителей, как и всех остальных типов, 10 лет.

    Хранение и обслуживание

    Порошковые огнетушители

    Интервал перезарядки — раз в два года. Раз в полгода огнетушитель рекомендуется переворачивать вверх дном, чтобы порошок не слеживался. Если он долго находится в одном положении, то может скомковаться и стать непригодным.

    Углекислотные огнетушители

    Интервал перезарядки — раз в пять лет. Аттестация баллона на разрыв производится раз в три года, а один раз в год — взвешивание. Если масса отклоняется больше чем на 50 г в год, значит, что-то не в порядке (например, из-за пребывания в жарком месте срабатывает стравливающий клапан) и требуется перезарядка.

    Аэрозольные баллоны

    Особо стоит отметить огнетушители (как ОП, так и ОУ) в пластиковом корпусе. Это очевидный недостаток. Такие модели, часто встречающиеся на рынке (как правило, тонкие литровые), от воздействия температуры и времени (зачастую они валяются в багажнике годами) теряют герметичность, образуются трещины, и при приведении в действие содержимое может брызнуть не туда, куда надо, и попасть, например, на руку или в глаза. Ряд специалистов заявляют более категорично: огнетушитель в пластмассовом корпусе — это не огнетушитель! Кроме того, на сертифицированных станциях их не перезаряжают, поэтому по истечении двух лет огнетушитель можно выкидывать.

    Есть еще один «неправильный», более дешевый порошковый подвид, непригодный для тушения твердых веществ (буква А на маркировке будет зачеркнута). У них другой химический состав порошка: он не будет спекаться на месте возгорания, и огонь может разгореться снова.

    За покупкой!

    За покупкой огнетушителя лучше всего отправиться в специализированный магазин пожарного оборудования. В Москве таких мест достаточно много, в частности сеть салонов «Магазин 01». У такого решения несколько преимуществ. Во-первых, там к вашим услугам грамотный консультант, который охотно поможет сделать правильный выбор. Во-вторых, вся продукция проходит внутренний контроль, и на нее дается годичная гарантия (в случае неисправности огнетушитель или ремонтируют, или меняют на новый), и, наконец, широкий ассортимент (как минимум три-четыре производителя с огнетушителями разных типов и объемов).

    Тем не менее многие по старинке отправляются за покупкой на авторынок или в магазин запчастей. Вроде бы дешевле, проще и быстрее. Однако страдают качество и безопасность: в редких случаях дается гарантия, а вопрос о сертификате (а их должно быть два — пожарной безопасности и соответствия) зачастую вообще вызывает недоумение. К тому же ассортимент автомагазинов крайне скудный: две-три модели, а в некоторых, даже крупных, торговых точках огнетушителей нет вовсе.

    Выбирать придется из нескольких российских и белорусских производителей. Модели отличаются дизайном и габаритами, а также немного разными запорно-пусковыми устройствами (ЗПУ). Причем большинство заводов в последнее время используют китайские ЗПУ.

    На рынке можно найти много огнетушителей, как дешевых российских и азиатских марок от сомнительных производителей, так и европейских, например итальянских. В первом случае качество изделия не гарантировано, а во втором вызывает сомнение целесообразность покупки. Ведь итальянский 2-литровый огнетушитель стоит порядка 1300 рублей (отечественный ОП-2 — около 300 рублей), а статистика отказов мало отличается от российских аналогов.

    Средняя цена 2-литровых порошковых огнетушителей — от 220 рублей, углекислотные в два с половиной раза дороже — около 560 рублей.

    Правила тушения

    Быстрота реакции, четкие действия и холодная голова — лишь при сочетании этих условий появляется шанс справиться с огнем.

    Главное — вовремя заметить признаки пожара (задымление);

    включить аварийную сигнализацию;

    попытаться обесточить машину;

    и только потом взяться за огнетушитель;

    слегка приоткрыть капот и сразу привести огнетушитель в действие (открыв капот на «всю катушку», вы обеспечиваете приток кислорода, и огонь разгорается с новой силой);

    вещество нужно распылять прерывисто, дозированно и желательно на очаг пожара (длительность действия 2-литрового огнетушителя всего 5- 7 секунд).

    Желательно предварительно выучить наизусть порядок приведения огнетушителя в действие, изложенный на инструкции-пиктограмме.

    Ну а если уж разгорелось вовсю, уносите ноги — когда полыхает весь капот, не поможет уже ни 2-, ни 5-литровый баллон!

    Под капотом

    Еще одно средство борьбы с огнем в автомобиле — подкапотные средства пожаротушения. В продаже несколько сходных по конструкции моделей. Для примера рассмотрим генератор огнетушащего аэрозоля «Допинг-2» (тушит все типы материалов). Защищаемый объем 2-литрового баллона, устанавливаемого под капотом, — 2 м3. У системы два варианта запуска: ручной (кнопка входит в комплект и выводится в салон) и термозапуск (если есть уже открытое пламя). В первом случае нужно выдернуть чеку на кнопке, нажать, и электрический импульс приведет в действие газообразующее устройство. В течение 10 секунд в подкапотное пространство будут поступать клубы белого аэрозоля, безвредного для машины и не вызывающего коррозию. Во втором варианте бикфордов шнур загорается, если температура достигает 200OС, либо огонь доходит до шнура, и запускает газогенерирующее устройство.

    Важное преимущество — срок годности составляет 10 лет, перезарядка не требуется (но не забывайте, что устройство одноразовое, после пожара придется ставить новое). Купил, поставил и забыл. Цена — от 1350 рублей.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: