Какой бензин был в ссср

Его звали «Экстра» — из биографии 95-го бензина


Для любого современного автолюбителя станет шоком информация о том, сколько видов топлива было доступно во времена СССР. А если ещё ознакомить их с ценами на бензин, действовавшими в Союзе, то вероятность потерять дар речи возрастает в несколько раз. Правда, марки бензина в СССР, о которых пойдёт речь дальше, выпускались в разное время.

Топливо из подполья

Действительно, 95-й бензин долгое время вел какое-то полуподпольное существование, а потому, как водится, набирал популярность. В стандартах он впервые замелькал как раз с появлением Жигулей: ГОСТ 38-01-9-71 упоминал автомобильный бензин «Экстра» с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95. Именно его и продавали на отдельных АЗС по талонам. Позднее вместо него появился АИ-95. Цена «элитного» литра — 10 копеек, как и у АИ-93: странная забавность советской эпохи. Официально «Экстра» предназначался для автомобилей «с двигателями, имеющими высокую степень сжатия» — так говорил справочник НИИАТ. А к таковым реально относились разве что ГАЗ-14, ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104 и ЗИЛ-117, то есть машины для правящей прослойки населения.

Особенности бензина в СССР

Имея такой ассортимент за весь период послевоенного становления страны, владельцы автомобилей должны были уметь различать топливо по характерным признакам.

Для тех, кто заправлял машину топливом А-66 или АЗ-66, отличить нужную жидкость можно было по характерному оранжевому цвету. Согласно ГОСТу, топливо А-66 содержало в составе 0,82 грамма ТЭС на один килограмм бензина. При этом цвет мог быть не только оранжевым, но и красным. Проверяли качество полученного продукта следующим способом: жидкость доводили до крайней точки кипения. Если пороговое значение было равно 205 градусам, то бензин был изготовлен с соблюдением всех технологий.

Бензин АЗ-66 производился исключительно для заправочных станций, располагавшихся в Сибири, либо районах Крайнего Севера. Это топливо использовалось только при условиях крайне низкой температуры за счёт своего фракционного состава. При испытании кипением крайняя допустимая температура была равна 190 градусам.

Топливо с маркировками А-76, а также АИ-98 согласно ГОСТам было исключительно летним видом бензина. Жидкость, имеющая любую другую маркировку, могла использоваться как летом, так и зимой. Кстати, поставки бензина на заправочные станции жёстко регламентировались по календарю. Так, летнее топливо можно было продавать в период с начала апреля по первое число октября.

Мифы и страшилки

Популярный среди блогеров миф-страшилка много лет пугает автовладельцев информацией о том, что 95-е бензины в процессе производства сильно «бодяжат», а потому для моторов они опаснее, чем 92-е. Однако такая информация предназначена исключительно для тех, кто генетически предрасположен к выискиванию самых низких ценников. Вполне возможно, что на какой-то контейнерной заправке вам и нальют некую жидкость, напичканную непонятно чем, однако на фирменной АЗС такое практически невозможно. Любое продаваемое на ней топливо обязано соответствовать классу 5. Впрочем, даже в далеком 2007 году, когда в ходе очередной экспертизы «За рулем» мы проверяли два десятка 95-х бензинов, ни в одном из них не нашлось ни свинца, ни железа, ни марганца (журнал «За рулем», №1, 2008). А ведь именно этой «химией» якобы доводят 92-е до состояния 95-х.

Еще одна бензиновая забавность тех времен была обнаружена нами в том же 2007 году на одной питерской заправке. Средняя стоимость 95-х составляла тогда примерно 20 ₽, а тут его, под именем «импортного», продавали по… двойной цене! Бензин (по чеку — RON 95 ГОСТ Р 51313–9) оказался тогда вполне пригодным для использования, но при этом ничем не превосходил своих «обычных» коллег. Однако на наших глазах многие автомобилисты на самых обычных «девятках» уверенно подруливали именно к этой топливораздаточной колонке. Эффект модного бутика отлично срабатывал: люди хотели приобрести нечто дорогое.

Марки топлива в СССР

Хотите знать, бензин каких марок существовал в СССР за весь период? Стоит упомянуть, полноценный расцвет нефтеперерабатывающего сектора начался после ВОВ. Однако, в довоенный период заправки, конечно, тоже существовали. Вот какие советские марки бензина можно было найти в период с середины 30х до начала 50х:

  • А-56. Им заправляли грузовые авто ЗИС и ГАЗ;
  • А-66. Подходил как для легковых авто, так и для грузовых.
  • А-70. Таким горючим заправляли иномарки, ЗИМы и ЗИС-110
  • А-74. Предназначался для легковых машин.

29.11.1968 года Госкомитетом ценообразования при Госплане были приняты и утверждены следующие марки топлива:

  • А-66. Был выведен из продажи к 1970м годам.
  • А-72. В СССР считался самым ходовым топливом;
  • А-76. Второй по популярности вид горючего;
  • АИ-93. Появился, примерно, в начале 80х и встречался на трассах в курортные города и отдаленных регионах. После распада СССР именно его переименовали в востребованный сегодня АИ-92;
  • АИ-98. Неизменный и по сей день;
  • Авиационный Б-70;
  • Экстра – для мотоциклов и двухтактных движков;
  • Сланцевый;
  • Топливная смесь – состав из 25 частей бензина А-72 и 1 части тракторного масла. Применялась для заправки двухтактных двигателей.

А вот популярный на настоящий момент АИ-100 был не в чести. Эксперименты с ним только начались.

Интересной особенностью является факт, что бензины марок А-76 и А-98 не продавались в зимнее время (с ноября по март). А еще, любому водителю, родом из СССР, хорошо знаком сигнал – колонка, обмотанная шлангом. Это означало, что топлива на заправке нет. Ну, и, соответственно, очередь из скопившихся машин, наоборот, всегда свидетельствовала о том, что топливо завезли.

Неразбериха в Тольятти

Любопытно, что порой даже заводчане вносят небольшую неразбериху по части оптимальности того или иного топлива. В публикации «За рулем» про вазовские моторы отмечалось, что один и тот же мотор, в зависимости от марки автомобиля, должен был питаться разными бензинами! К примеру, 16-клапанный мотор К4M под капотом Lada Largus требовал АИ-95, а в Альмере, Логане и Сандеро мог использоваться АИ-92. Но в целом ситуация простая: требование заливать именно 95-й, а не более дешевый 92-й, зачастую диктуется необходимостью защитить мотор от работы «на грани фола». К примеру, если вместо предписанного производителем 95-го бензина вам залью топливо с октановым числом чуть меньше предписанного, то мотор это переживет. Но если водитель умышленно выбирает 92-й вместо 95-го, то в этом случае недобор по октановому числу может оказаться запредельным и никакой датчик детонации, требующий сдвинуть момент искрообразования, уже не спасет.

Ассортимент

Естественно, чтобы понять какие марки бензина были в СССР, следует вспомнить, что полноценное развитие нефтеперерабатывающей отрасли пришлось на послевоенный период. Именно тогда на заправки по всей территории страны стало поступать топливо с маркировкой А-56, А-66, А-70 и А-74. Развитие отрасли шло стремительными темпами. Поэтому уже спустя десятилетие многие виды бензина поменяли маркировку. В конце 60-х годов советские автовладельцы заполняли бак бензином с индексами А-66, А-72, А-76, А-93 и А-98.

Кроме того, на некоторых заправочных станциях появилась топливная смесь. Эта жидкость представляла собой смесь автотракторного масла и бензина А-72. Таким топливом можно было заправить машину, оснащённую двухтактным мотором. Это же время примечательно ещё и тем, что впервые в широком доступе появился бензин под названием «Экстра», впоследствии ставшим всем известным АИ-95.

Читайте также  Какие лампы стоят на калине 2

Опасное топливо

Во времена СССР бензин, который производился под маркировкой А-76 и АИ-93 включал в состав специальную жидкость под названием антидетонатор. Такая добавка была призвана увеличить антидетонационные свойства продукции. Однако в состав присадки входило сильнодействующее ядовитое вещество. Для того чтобы предупредить потребителя об опасности топливо А-76 окрашивалось в зелёный цвет. Продукт с маркировкой АИ-93 выпускался с красителем синего цвета.

Не нашли интересующую Вас информацию? на нашем форуме.

Особенности производства 98 бензина

Прежде чем говорить о том, какой бензин лучше 95 или 98, допускается их смешивание или нет, необходимо разобраться с особенностями производства топлива для заправки автомобилей.

Мысль о том, что из нефтепродуктов сразу получают бензин с октановым числом 92 и выше, ошибочна. Если не учитывать технологическую составляющую, то процесс производства АИ можно упрощенно представить в виде 2 способов:

  • Старый метод аналогичен процессу получения самогона, когда при прямой перегонке нефтепродуктов испаряются легкие фракции с последующей их конденсацией. Но такая методика не позволяет получить бензин АИ 98. Даже использование присадок не поможет, потому что на выходе продукта имеют низкий показатель октанового числа — от 50 до 60 единиц, не более. Этот способ сегодня практически исключен для производства бензина.
  • В основе нового метода лежит термический или каталитический крекинг. Под давлением или в результате других форм воздействия происходит разложение нефтепродуктов на различные группы углеводородов. Этот процесс технологически намного сложнее, но он позволяет получить на выходе больший по объему продукт, качество которого намного выше, чем в первом варианте.

При такой методике достигается более высокий показатель октанового числа: от 70 и даже до 80 единиц. От этих цифр легче подняться до нужного показателя, например, получить 98, при этом количество присадок снижается.

Заслуживает особого внимания методика, которая у нас в стране не применяется, — это каталитический риформинг. С его помощью можно на выходе получить сразу результат октанового числа 92. Но при этом повышается начальная стоимость топлива. Поэтому для большинства предприятий этот метод невыгоден с точки зрения экономичности.

Основные характеристики 98-го бензина

  • Плотность. Согласно ГОСТ плотность АИ-98 при 15⁰С должна находиться в пределах 725-780 кг/м3.
  • Степень сжатия. Для использования 98-го бензина степень сжатия в двигателе должна быть 12 и выше. Степень сжатия – это отношение общего объема цилиндра к объему камеры сгорания.
  • Температура кипения. Кипение бензина сопровождается отделением легких фракций от тяжелых в виде поднимающихся пузырьков газа. Лет 10-15 назад бензин мог закипеть в двигателе в жаркую погоду, и машина не могла ехать. С современными бензинами такое невозможно. Температура кипения бензина АИ-98, как и остальных марок, составляет 80-100⁰С.

Когда имеет смысл залить 98 бензин

С учетом европейских норм горючее, имеющее октановое число ниже 95, сегодня не существует. Поэтому размышляя, можно ли вместо 95 лить 98, остается только правильно оценить ситуацию и учесть рекомендации производителя автомобиля.

Если это машины с турбомотором, а в инструкции есть «вилка» 95-98, то при повседневной езде можно использовать 95. В жаркую погоду лучше отдать предпочтение АИ-98. Объясняется все просто: рост температуры повышает вероятность возникновения детонации. В этом случае полезнее использовать бензин, у которого выше числовой показатель.

Еще одна дилемма, которую приходится решать автомобилистам: можно ли заливать 98 и 95, т. е. смешивать 2 вида топлива. К этой ситуации каждый подходит субъективно. Все зависит от ситуации и нескольких параметров:

  • самого автомобиля.
  • его двигателя.
  • оснащения.
  • имеющейся электроники.

Немалую роль сыграет и тот бензин, который выбран для заправки. Причем двигатель одного автомобиля поведет себя адекватно, а другому такая смесь не понравится. И произойти может что угодно — от выгорания клапана до проблем, которые потребуют ремонта двигателя внутреннего сгорания.

Так что стоит хорошо подумать, смешивать 2 вида топлива или лучше все же не рисковать, а найти АЗС, на которой всегда есть проверенное качественное топливо.

Правильнее всего соблюдать рекомендации автопроизводителя. И если в инструкции по эксплуатации сказано, что заправлять авто можно только 95, то нарушать не нужно. Если автомобиль адаптирован под любые виды горючего, то ориентируйтесь по ситуации.

В черте города в мощные и турбированные автомобили можно залить 95, а для трассы на длительную поездку стоит отдать предпочтение качественному АИ-98. Езда по трассе будет отличаться по скорости.

Бензин в СССР. Какой он был, и сколько стоил

Небольшой очерк о ценах на бензин во времена, когда он стоит, как говорят, дешевле чем газировка. Так это было или нет я не берусь утверждать, просто не знаю стоимость газировки пол века назад, но стоимость бензина смотрится смехотворной, в сравнении с сегодняшними ценниками.

В СССР все заправки, понятное дело, были государственные и на всех действовал единый прейскурант цен. Государственным комитетом ценообразования при Госплане СССР 29 ноября 1968 был утвержден прейскурант цен № 882, согласно которого с 1 января 1969г. устанавливались следующие розничные цены на бензин в СССР:

А-66 -ГОСТ 2084-67- 0р.60коп.

А-72- ГОСТ 2084-67 -0р.70коп.

А-76- ГОСТ 2084-67 -0р.75коп.

АИ-93-ГОСТ 2084-67 -0р.95коп.

АИ-98-ГОСТ 2084-67 -1р.05коп.

Авиационный Б-70 — ГОСТ 1012-54 — 1р.20коп.

Топливная смесь — ВТУ 30-8-63 — 0р.80коп. Экстра ВТУ НП 67-60 — 1р.00коп. Это смесь топлива и масла для мотоциклов и всяких двухтактных моторов.

Цены – в рублях за 10 литров. Цены были едиными для всех покупателей в рознице, разве что частникам бензин продавался за наличку, а государственный транспорт заправлялся по талонам. Действовали почти по всей территории СССР кроме отдалённых северных районов, там стоимость топлива, впрочем как и всего остального, была немного выше. Качество бензинов в целом соответствовало ГОСТам. Цена за 10 литров, а не за литр, устанавливалась потому как тогдашние механические бензоколонки имели градацию счётчиков в 5 литров. К тому же заправок было мало, и раз уж выезжал автовладелец заправиться, то заливал полный бак, а порой и пару канистр в запас. У дедушки, помню, вообще бочка на 200 литров в гараже стояла, оборудованная краником внизу, пополнялась время от времени «про запас».

Через несколько лет, в начале 70-х, бензин немного подорожал, в среднем на 5 коп, а низкооктановый А-66 начал выводиться из продажи. К середине 80-х был выведен из продажи и А-72, а так же смесь для двухтактных моторов мотоциклисты мешали на заправки уже сами, в металлическом ведре которое было на заправке специально для этих целей, там же можно было купить и масло.

Резкое подорожание произошло в 1978 году, и следующее за ним – в 1981 году. Цены выросли вдвое, 10 литров семьдесят шестого стали стоить уже 3 рубля, а этилированного АИ-93 – 4 рубля. Больше цены на бензин не поднимались до самого распада СССР, но стал наблюдаться дефицит топлива на заправках.

Середину 80-х я уже застал, хоть был тогда еще ребенком, но помню как часто на заправках, их тогда было немного, заправочные шланги были обмотаны вокруг колонки, означали они отсутствие топлива. Наличие же топлива было видно издалека – по очереди машин и мотоциклов, выстраивавшихся у заправок. Мы тогда жили на Донбассе, в небольшом городе, возможно в других регионах и в крупных городах ситуация была получше.

Читайте также  Что такое система TCS в автомобиле

Еще помню интересный момент, не знаю с чем связанный. В 90-м, или в 91-м на заправках появился один вид бензина и почти всегда он был в наличии. Этилированный АИ-93. Остальные отсутствовали, для нашей «Волги» 24-10 это было неплохо, ездила она на нем замечательно, а вот техника постарше нуждалась в настройках, поскольку никакого другого бензина не было, этим, «ядовитым» заправляли даже старые ЗИЛы и Газоны. Этилированный АИ-98 (примерно соответствует современному А-95) я не то, что не припоминаю в продаже, я про его существование даже не знал тогда, да и какие машины ним в СССР в 70-х и 80-х можно было заправлять – тоже сложно представить.

Что можно сказать, подытожив. Цены на бензин в 70-х действительно были копеечными, и сравнимыми наверное, со стоимостью сладкой газировки с сиропом, но и зарплаты пропорционально, были не многотысячными.

Фото для иллюстраций взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.

Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле — пишите.

Почему бензин в СССР был разноцветным

Как там поется в детской песенке про шарики: «Красный, желтый, голубой… выбирай себе любой». Вот так же, по аналогии, водителям в СССР предлагалось выбирать топливо по цвету. Только было оно: синим, зеленым и даже оранжевым. И, конечно же, отличалось по составу и октановому числу.

Тем, кто родился в постсоветское время и не застал окрашенного топлива, наверняка, будет интересно знать, что начиная с далеких 60-х на заправках, которые принадлежали исключительно государству, предлагался в основном бензин четырех типов: А-66, А-72, А-76 и АИ-93. Стоил он от 60 до 95 копеек. Цены, разумеется, устанавливало государство.

Буквенное отличие в названии марки топлива обозначало метод определения октанового числа: моторное, либо исследовательское. В случае с исследовательским методом определения октанового числа, топливо работает в одноцилиндровой установке с переменной степенью сжатия и при вращении коленвала 600 об/мин. Так проверяют поведение горючего в режимах малых и средних нагрузок.

Моторный метод определения схож с предыдущим, однако коленчатый вал в установке вращается со скоростью 900 об./мин., а смесь, подающаяся в камеру сгорания, подогревается. Этот метод демонстрирует поведение топлива в режимах больших нагрузок. А октановое число, определенное таким способом, ниже исследовательского.

Например, у бензина марки АИ-92 при моторном исследовании октановое число будет 83, а при исследовательском — 92. В СССР буквами «АИ» — обозначался исследовательский метод определения октанового числа, а литерой «А» — моторный.

Ко всему прочему, для борьбы с детонацией и повышения октанового числа в «советский» бензин, как и в других странах, добавляли тетраэтилсвинец — высокоэффективную присадку, повышающую октановое число. Такое топливо называли этилированным. Если вернуться к списку марок бензина выше, то из перечисленных все, за исключением А-72, были этилированными.

Именно этилированный бензин и окрашивали в соответствии с ГОСТом. Сейчас эту присадку использовать запрещено из-за ее неэкологичности, опасности для здоровья человека и современных автомобилей — на лючке или в инструкции любой иномарки есть предупреждающая надпись: «Только неэтелированный бензин».

Найден действенный способ наказать АЗС за недолив бензина

В каких регионах у водителя больше шансов нарваться на АЗС с паленым бензином

Цвет красителя соответствовал марки бензина. А-66 красили в оранжевый, А-72 — в целенный, АИ-93 был синим. Неэтилированный бензин А-72 — не окрашивался. Такая цветовая градация помогала водителям определить нужную марку топлива. В дальнейшем синим цветом стали окрашивать бензин высокооктановое топливо АИ-98, которое отпускалось исключительно предприятиям. А марка А-72 получила розовый цвет и тоже стала этилированной.

Сегодня в некоторых европейских странах также используют красители и маркеры для топлива. Например, в Англии, Германии, Франции в целях обеспечения поддержки и развития сельского хозяйства, недорогое топливо, поставляющееся на рынок на льготных условиях и с низким акцизом, подкрашивают. Это позволяет контролировать его качество, бороться с подделкой и так же, как и в СССР, определять его тип.

В свою очередь, распределение по цветам упрощает и сортировку, и хранение топлива. При этом наличие в бензине красителей и маркеров ни коем образом не влияет на его качество, а впоследствии, и на элементы двигателя. Да и на стоимости топлива их наличие не сильно отражается. В России также хотят вернуться к цветовой дифференциации топлива. Впрочем, когда это случиться, неизвестно.

Сколько стоил бензин в СССР в разные годы

На тот период времени частных предприятий, которые торговали бензином, не было, и все цены согласовывались на государственном уровне. Причем цена указывалась за 10 литров топлива, дабы не обмануть покупателя и не остаться в прогаре государству. Давайте попробуем вспомнить, сколько стоил бензин в СССР за 10 литров, и можно ли его было купить на государственных заправках.

Цены, действующие до конца 1977 года

В Советском Союзе было в свободной продаже множество различных марок, часть из которых на сегодня уже не производится. Одним из самых популярных считался бензин марки А-72. Цена на него составляла 70 копеек по всей территории Союза за 10 литров (обратите внимание на количество!). Равенство цены объяснялось тем, что все заправки были государственными, и именно государство регулировало цены на топливо.

Давайте посмотрим, сколько стоил в СССР бензин разных марок в расчете за 10 литров по утвержденному прейскуранту от ноября 1968 года:

  1. Авиационный (немного непонятно, для чего он использовался, возможно, для работы специальных агрегатов и оборудования) – 1 рубль 20 коп.
  2. Экстра (использовался для мотоциклов, проходил повышенную очистку) – 1 рубль.
  3. АИ-98 (высокооктановый, использовался крайне редко) – 1 руб. 05 коп.
  4. А-72 (был наиболее востребован именно этот вид топлива, использовался для легковых автомашин и частично для грузовиков новых моделей) – 70 коп.;
  5. А-76 подходил практически для всех авто – 75 коп.
  6. Топливная смесь для двухтактных двигателей – 80 коп.
  7. АИ-93 встречался крайне редко, наиболее часто в курортных городах, стоимость за литр составляла 95 коп.
  8. Дизельное топливо – 40 копеек.

На то время в стране не было точных заправочных колонок, поэтому топливо продавали количеством, кратным 10 литрам. Менее этого количества заправщики не имели права отпускать. Небольшие отклонения от стоимости бензина были позволены только в удаленных сибирских регионах, видимо, комитетчики закладывали стоимость доставки в топливо.

Авиационный и бензин марки «Экстра» продавался с ограничениями. Его приобрести могли только предприятия, частным лицам в продаже отказывали. Остальные виды топлива для государственных машин и организаций отпускались по специальным талонам, а частным гражданам – за наличный расчет.

То, что бензин столько стоит, никого не смущало, заправить полный бак мог себе позволить каждый водитель, а единая цена только способствовала этому. Были сделаны попытки ввести талоны для частников несколько раз, но Госкомитет пришел к выводу, что так делать не стоит. Да и распространением талонов почему-то занимались продовольственные магазины, у которых это было непрофильным. А создавать специально регулирующие выдачу талонов органы посчитали экономически неэффективным.

Читайте также  Что такое ритмический занос

Повышение цены в 1978 году

Первое повышение цены на бензин в СССР было произведено в 1978 году. Тогда топливо подорожало, отталкиваясь от утвержденного в 1968 году прейскуранта, ровно в два раза. Занимались расчетом новых цен в Государственном комитете цен, который курировал всю промышленность. Сотрудники разрабатывали и согласовывали прайс-лист, а в действие он вступал с января следующего года.

Следить за качеством было поручено этому же комитету по разработанным ГОСТам для разных марок топлива. Меры за несоблюдением качества были достаточно жесткие – директора и ответственных лиц могли через суд лишить свободы на несколько лет. Разбавленный бензин в те годы можно было встретить очень редко.

После повышения цены в 1978 году некоторые марки бензина были выведены из продажи, а оставшиеся имели следующую стоимость за 10 литров:

  • А-76 – 1,5 рубля;
  • АИ-93 – 2 рубля;
  • АИ-98 – 2,2 рубля;
  • авиационный – 2,4 рубля;
  • топливная смесь – 1,7 рубля.

Марки бензина А-72 и А-66 были окончательно выведены из продажи, а мотоциклисты смешивали топливную смесь прямо на заправке самостоятельно.

Очередное повышение в 1981 году

Следующее повышение цены, зарегистрированное официально, было произведено 1 января 1981 года, после чего топливо стало стоить:

  • А-76 – 3 рубля;
  • АИ-93 – 4 рубля;
  • АИ-98 – 4,4 рубля;
  • авиационный – 4,8 рубля;
  • топливная смесь – 3,4 рубля.

Редко, но бывало, когда на некоторых заправочных станциях топливо стоило немного дороже. Органы ОБХСС проводили специальные проверки и рейды, после чего достаточно быстро устраняли такие перекосы. Так что в целом ситуация по стране оставалась стабильной, бензин был качественным, а цены одинаковыми. Дальнейшее повышение цены происходило после развала СССР.

Виды бензина, маркировка и расшифровка

Что такое бензин? Как написано в Wikipedia, бензин — легковоспламеняющаяся жидкость на основе смеси легких углеводородов плотностью 0,71–0,77 г/см2. Температура ее замерзания –60 0С, кипения — в пределах 33–205 0С. Основная область применения — моторное топливо разных марок, сырье для органического синтеза, изготовления этилена и парафина. На ее основе производят: краски, лаки, растворители, мастики, другие вещества.

Основные характеристики

Какие бензины есть? В России производится несколько видов бензинов, отличающихся характеристиками и составом. Ключевым параметром для определения типов бензина является октановое число — ОЧ. Немаловажная роль при этом отводится количеству примесей. Основным составляющими горючей жидкости являются изооктан с гептаном, от которых зависит способность к детонации топлива в закрытом объеме. Их соотношение в готовом продукте определяет октановое число конкретного вида бензина.

Разновидности

Какой бензин есть в РФ и странах ТС? С учетом октанового числа и других характеристик, предусмотрены такие виды бензина в России:

  • Автомобильное горючее изготавливается согласно ГОСТ 32513-2013: бензин-80, -92, -95, -98, -100, -101 и -102. Для справки — в СССР производился бензин-56, -66, -72, -74, -76 и -93.
Характеристики автомобильных бензинов
параметры А-72 А-92 А-93 А-95
Минимальное ОЧ, моторный метод 72 82,5 85 85
Доля свинца, г/дм3 до 0,13 до 0,13 до 0,13 до 0,13
Температура начала перегонки, 0С от+35 от+35 от+35 от +30
Конец кипения, 0С до +195 до + 205 до + 205 до + 205
  • Авиационное топливо изготавливается согласно ГОСТ 1012-2013: бензин-92 (Б-92) или бензин-91/115 (Б-91/115). По сравнению с автомобильным горючим оно отличается высоким ОЧ, хорошей стабильностью химической структуры и лучшими характеристиками. В таком топливе минимум примесей. В первую очередь, это касается легких фракций, формирующих паровые пробки, повышающих коррозию, образование нагара.
  • Растворители применяются для химической отрасли. С их помощью осуществляется экстрагирование — извлечение нужных компонентов из растительного масла, озокерита или канифоли. В быту растворители используются для удаления разных пятен, разведения лака, краски, обезжиривания, других нужд.
  • Лигроин (нафта). Фракции нефти на основе нормальных парафинов с температурой кипения до +180 0С. Основная сфера применения — сырье для производства этилена путем пиролиза.

Как выглядит бензин?

Бензин — это газ или жидкость? В обычном состоянии — это жидкость с характерным запахом. Для удобства различия, еще с советских времен принято при производстве топлива добавлять особые красители. Схема оттенков видов бензина выглядит так:

  • АИ-66 имел зеленый цвет;
  • АИ-72 отличался розовым тоном;
  • АИ-76 изготавливали насыщенно-желтым;
  • АИ-80 поставляется на АЗС желтого цвета;
  • АИ-90 и АИ-95 различают по оранжево-красному оттенку;
  • АИ- 98 производится с добавлением синего красителя.

Маркировка бензина и что обозначают цифры

Согласно ГОСТ 54283-2010 и нормам технического регламента от 2011 года на территории РФ предусмотрена маркировка бензинов в виде двух буквенных символов и двух цифр. Дополнительно иногда указывается еще одна цифра. Рассмотрим, как в бензине расшифровывается аббревиатура АИ и другие символы на таком примере: АИ-92/4.

  • А — вид: автомобильное топливо;
  • И — способ определения октанового числа: исследовательский. Если буква «И» отсутствует, значит, применялся моторный метод.
  • 92 — величина октанового числа топлива;
  • 4 — класс экологичности горючего может быть в диапазоне 2–5.

Методы определения ОЧ топлива

Основной характеристикой топлива является октановое число, определяющее детонационную стойкость горючей смеси. Чем выше этот параметр, тем позже (при большем давлении) происходит химическая реакция — воспламенение вещества с освобождением энергии и распространением ударной волны. В качестве эталонов используются два углеводорода:

  • Изооктан имеет октановое число, равное единице или 100%. Другими словами, он не самовоспламеняется независимо от степени сжатия.
  • Н-гептан отличается ОЧ, равным нулю. Следовательно, он быстро самовоспламеняется при малейшем давлении.

Если в топливе доля изооктана равна 95%, а н-гептана — 5%, значит, октановая характеристика такого горючего равна 95. Октановое число топлива измеряется в условных единицах и чаще всего в технических документах указывается, как ОЧ (ОЧМ, ОЧИ).

На практике существует две технологии определения ОЧ с помощью одноцилиндрового двигателя двухтактного типа:

  • Исследовательская. Это способ предполагает имитацию движения автомобиля на крейсерском режиме с нагрузками не выше средних, когда обороты коленвала равны 600 об/мин.
  • Моторная. При таком способе имитируются максимальные нагрузки с оборотами 900 об/мин.

Основным методом для определения октанового числа топлива является исследовательский способ.

Детонационная стойкость топлива

Детонация — химическая реакция с воспламенением топлива, при которой выделяется определенное количество тепловой энергии вместе с ударной волной. Фактически, это мгновенный взрыв горючего в замкнутом пространстве (камере сгорания), превращающий смесь в газообразные продукты горения, которые совершают механическую работу, обеспечивая движение поршня вниз. Благодаря этому происходит вращение коленчатого вала двигателя.

Все модификации бензиновых моторов, проектируются для использования топлива с конкретным октановым числом. Использование нештатного горючего приводит к преждевременному либо позднему воспламенению, в результате которого образуются детонационные волны. Они пагубно воздействуют на элементы конструкции, провоцируя их разрушение и последующий выход из строя мотора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: