Во всем мире насчитываются сотни организаций, которые занимаются проблема людей с ограниченными возможностями. Многие из них считают главной задачей обучение и трудоустройство. Но некоторый, наиболее целеустремленные, хотят максимально адаптировать мир к нуждам инвалидов.
Одна из таких организаций, Американская Национальная Федерация Слепых, выделяется инновационным подходом к этому вопросу. Несколько лет назад они начали уникальный проект Blind Driver Challenge (Соревнование Слепых Водителей). Он доказал, что возможности людей с ограниченными зрительными функциями гораздо шире, чем кажется.
Но на этот раз, АНФС пошли ещё дальше. Они поручили специалистам Лаборатории роботизированных механизмов разработать нечто неординарное. Речь идет о системе управления автомобилем, которая предназначена для незрячего водителя. На первый взгляд, такая задача из области фантастики. Но не для вышеназванной Лаборатории.
Её инженеры уже давно доказали, что вполне способны на многое. Ведь они заняли призовое место в соревновании машин, которые управляются исключительно компьютером. Системы сканеров и датчиков, мощные процессоры и сложное программное обеспечение - вот и всё, что нужно машине для "самостоятельной" езды. Но АНФС этого мало. Ведь нужна не просто машина, которая отвезет слепого на место назначения. Это как заменить телевизоры радиоприемниками - главного то они не передадут. Нужно, чтобы компьютер передавал шоферу необходимые данные о дорожной ситуации. А тот уже сам принимал бы решение о направлении и скорости движения.
Предложенный вначале вариант звуковых команд был отвергнут. Ведь слух остается для таких людей основным органом чувств. И его лучше оставить для естественного ориентирования в окружающей обстановке. Так что пришлось придумывать нечто совсем новое.
Выход был найден. Лазерный радар сканирует окружение автомобиля на предмет препятствий, их положение, скорость и направление движения. Специальные камеры охватывают всё пространство вокруг машины. Эти данные обрабатывают программы, которые сообщают на центральный компьютер границы трассы, дорожную разметку и знаки. Центральный процессор в режиме реального времени сводит всю информацию вместе и передает её водителю. Шофер же получает эту информацию посредством тактильных ощущений. Для этого используются специальные перчатки, в которые вшиты вибрирующие датчики. Принцип прост - чем больше сила вибраций на одной из рук, тем круче нужно поворачивать руль в эту сторону. Другие датчики сигнализируют о необходимости притормозить, остановиться или же ускорится. Разумеется, для уверенного использования такой технологии необходимо хорошенько потренироваться. Но как говорят первые "испытатели", оно того стоит.
|