
Глядя на современные большегрузные магистральные тягачи трудно бывает сдержаться от восхищения их внешним видом, особенно человеку, который далек от тонкостей автомобилестроения. Глядя на их совершенные формы в сознании сразу возникают ассоциации с путешествиями в дальние страны. Изготовленные с применением высоких технологий, они воплотили в себе труд огромного числа людей самых разных специальностей – от простого сборщика до инженеров-конструкторов, работающих над усовершенствованием автомобиля.
Практически каждый крупнотоннажный автомобиль, который колесит по нашим дорогам, является объединением большого количества агрегатов и узлов в единое целое, в котором все подчиняется законам движения. Рессоры для грузовиков и пневморессоры дают возможность огромному грузовику двигаться с удивительной плавностью и мягкостью хода. Причем, такая плавность не зависит от степени загруженности автомобиля.
Создавая грузовые автомобили, конструкторы очень большое внимание уделяют разработке такого важного элемента, как подвеска, ведь от нее во многом зависит и плавность хода, сохранность грузов, проходимость автомобиля, а также и расход топлива.
В большинстве случаев, грузовые автомобили используются на дорогах, имеющих самое разное покрытие. Это могут быть крупные автомагистрали, обычные грунтовые дороги, строительные карьеры или лесные просеки. И в зависимости от условий дорожного покрытия конструкторы устанавливают минимальную величину просвета между нижней точкой грузовика и дорожным полотном. Следует помнить, что, чем хуже дорожные условия, тем больше устанавливается просвет, хотя это может вызывать и некоторые негативные последствия, например, понижение устойчивости автомобиля в результате повышения центра тяжести.
Основные элементы в подвеске автомобиля – это рессоры. Рессоры для грузовиков являются не только упругим элементом, но и направляющим, поскольку способствуют устойчивому положению грузовика на дороге.
Конструкция современных грузовиков предусматривает установку как независимых, так и зависимых подвесок. При этом в большинстве случаев на грузовиках устанавливают обычные подвески, в составе которых в качестве упругого элемента используются металлические рессоры. Обычно такие грузовики работают в самых разных отраслях народного хозяйства и промышленности – на строительстве, в карьерах, на лесозаготовках и т.д. И только на магистральных тягачах устанавливаются пневматические подвески.
Любая рессора является уникальным устройством, которое имеет очень большое значение для автомобиля, кроме того, использование рессор в большой степени влияет на срок эксплуатации транспортного средства. По своей конструкции рессоры для грузовиков очень просты и удобны в эксплуатации и обслуживании. Единственными недостатками металлических рессор являются их повышенное межлистовое трение, которое способствует быстрому износу рессор, а также сложный технологический процесс их изготовления и высокая стоимость, поскольку изготавливаются они из высокопрочной и дорогостоящей стали, содержащей марганец и кремний.
Для увеличения срока службы рессор предназначены межлистовые пластины, которые значительно снижают трение листов друг о друга, и равномерно распределяют нагрузку на края листов рессоры. Для уменьшения трения также используется графитовая смазка.
Принцип работы рессор для грузовиков несколько отличается от их работы в легковом автомобиле, поскольку нагрузка на них несравнимо большая. Для снижения жесткости подвески у незагруженного автомобиля применяется прогрессивная характеристика, добиться которой удается путем установки дополнительных рессор. Такие дополнительные рессоры, у которых степень упругости несколько выше, крепят на основных рессорах. Добиться повышенной жесткости дополнительных рессор удается за счет уменьшения их длины, а также путем увеличения толщины листов. Дополнительныелисты рессоры включаются в работу тогда, когда нагрузка на основную рессору достигла критической точки, поэтому напряжение изгиба в ее листах значительно меньше.