Первый грузовик ГАЗ
История Нижегородского автомобильного завода, который сегодня носит название Горьковского, началась в 1929 году с заключения соглашения между Высшим соетом народного хозяйства СССР и американской фирмой Ford Motor Company. Следуя соглашению, американская сторона обязывалась оказывать Советскому союзу техническую помощь в организации массового производства целой линейки автомобилей - как легковых, так и грузовых. По большому счёту это было передачей лицензии на производство американских моделей с поддержкой фордовских специалистов.
Таким образом, в строй завод вступил аккурат первого января 1932 года, и первым выпущенным на нём автомобилем стал названный по аналогии с американским прототипом НАЗ-АА (с 1933 года назывался ГАЗ-АА). И только затем завод начал производить легковые ГАЗ-А - с декабря 1932 года. Таким образом, история Горьковского завода официально началась с грузового автомобиля.
Хотя машины и изготавливались по американской лицензии, всё же советские инженеры внесли в них значительное число изменений, чтобы удовлетворить потребности отечественных покупателей (если можно так назвать получателей грузовиков в сталинской России). Так, например была усилена защита картера (российские дороги уже тогда сильно уступали американским), вместо дюймовой резьбы была использована европейская метрическая, решётка радиатора изменила свою форму и так далее. Таким образом, используя как собственные наработки, так и фордовские патенты на заводе разработали целую линейку различных модификаций грузовика.
Грузоподъёмность ГАЗ-АА была аналогична фордовской - полторы тонны, именна благодаря этому машина и получила своё знаменитое прозвище “полуторка”. Это был самый массовый (уже к концу первого года выпуска в день с конвейера сходило по 60 автомобилей) и поистине народный грузовик. С 1933 года его полностью собирали из отечественных деталей и комплектующих.
Мотором служил 50-сильный агрегат ГАЗ-ММ. Одной из конструктивных особенностей “полуторки” была нетрадиционная задняя подвеска и трансмиссия: в качестве продольной тяги служила толкающая труба (от английского “torque tube”), внутри неё располагался изолированный карданный вал. Труба эта упиралась в бронзовую втулку, которая в свою очередь была подвержена повышенному износу и её приходилось часто менять. Среди конструктивных недочётов отмечают также недостаточно живучее крепление реактивной тяги впереди. А вкупе с большими перегрузами, с которыми всегда эксплуатировалась “полуторка” у этих машин был довольно маленький пробег на отказ.
В военные годы на ГАЗе выпускался несколько упрощённый вариант грузовика (с брезентовыми дверьми и без передних тормозов, с одной единственной фаой головного света). Вообще роль “полуторки” в победе СССР тяжело переоценить, что отражено в народном фольклоре.
После войны постепенно восстановилась прежняя комплектация и с незначительными изменениями машина выпускалась до 1950 года, пока окончательно не была вытеснена с конвейера моделью ГАЗ-51 (кстати, звучит удивительно, но для этой модели всё ещё можно найти в продаже запчати - например на этом сайте).
|