Что такое торпеда в машине

Автомобильные словечки, которые мы подзабыли

Парприз

Слово произошло от французского «pare-brise», что в переводе означает лобовое стекло или козырек, призванный защитить водителя от ветра и дорожной пыли. Сегодня парпризом называют облицовку передней панели (не путать с панелью в сборе, о ней — ниже).

Торпедо

Торпедо или торпеда?

Только не обращайтесь с таким вопросом к фанатам «Спартака». Шутки шутками, а необычный жаргонизм неплохо прижился. Им сегодня называют переднюю панель автомобиля. Вот только, как верно произносить слово, многие не знают. Впрочем, в Толковом словаре Дмитрия Ушакова слово «торпедо» означает то же, что и «торпеда» в значении «автомобиль сигарообразной формы с открытым кузовом». Дело в том, что во времена, когда Дмитрий Николаевич работал над словарем (1935–1940 годы), «торпедо» еще не ассоциировали с передней панелью автомобиля. Произошло это чуть позже. В середине прошлого века немецкая компания Torpedo занималась производством приборов для автомобилей. Со временем «торпедо» стало именем нарицательным. Сначала так называли приборные щитки, а позже и всю переднюю панель целиком. Так что самодвижущийся боевой снаряд подлодки, торпеда, не имеет к передней панели никакого отношения.

Кокпит

Кокпит

Английское слово «cockpit» появилось в XVI веке и первоначально обозначало арену для петушиных боев. Позже так стали называть замкнутое, но открытое пространство на морском судне, где располагался рулевой, вероятно, из-за схожей конфигурации с ареной для петушиных боев. Впоследствии термин перекочевал в авиацию и автомобилестроение, в частности, в автоспорт. Сегодня кокпит стал синонимом кабины пилота.

Вёсла

Ручной стеклоподъемник (весло)

Со временем этот жаргонизм стал забываться, а ведь еще пару десятков лет назад весла были в каждом автомобиле. Но не для того, чтобы ими можно было подгрести к берегу, если вдруг автомобиль упадет с моста в реку. Так называли ручки механических стеклоподъемников. Хотя многие сегодняшние автолюбители таких ручек никогда не видели. Автомобили наших дней, как правило, оснащают электрическими стеклоподъемниками, а ручные можно встретить лишь в базовых версиях бюджетных моделей.

Галстук

Буксировочный трос (галстук)

Этим словом автомобилисты старой закалки называют буксировочный трос. С появлением эвакуаторов и выездных сервисов по ремонту и обслуживанию автомобилей жаргонизм стал забываться, однако, отправляясь в поездку за рулем, не забудьте «принарядиться».

Кенгурятник

Кенгурятник

Кенгурятником называют трубчатую конструкцию, которая вешается спереди или сзади автомобиля для защиты элементов кузова и оптики от механических повреждений. Когда-то американские фермеры крепили калитки на свои пикапы для разгона скота. Русскоязычная версия термина «кенгурятник» или «кенгурин» пришла из Австралии, где аналогичные конструкции «roo bar» (в буквальном переводе «кенгуру решётка») вешали дальнобойщики, чтобы уберечь транспортное средство от перебегающих дорогу животных. В частности, от распространенного в Австралии кенгуру. Сегодня кенгурятник превратился в модный аксессуар и чаще применяется в декоративных целях, для тюнинга. В результате борьбы за безопасность пешеходов в «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» были внесены поправки, которые сильно ограничивают применение подобной конструкции.

Овердрайв

Овердрайв

Овердрайв — это повышающая передача с передаточным отношением ниже единицы. Когда-то этот термин подразумевал использование дополнительного редуктора в коробке передач. Сегодня так обозначают высшую ступень в автоматической трансмиссии. Впрочем, термин этот встречается все реже. Крайний раз кнопку O/D (Overdrive) доводилось видеть рядом с селектором четырехступенчатой автоматической коробки передач Jatco, что устанавливается на автомобили Datsun. При нажатии высшая четвертая передача отключалась.

Кочерга/мешалка

Кочерга/мешалка

Раз уж речь зашла о коробке передач, уместно вспомнить, как на автомобильном жаргоне называется рычаг этой самой коробки. В простонародии его называют кочерга, за внешнее сходство, или мешалка. Второе чаще применительно к механике, когда рычаг приходится часто перемещать во время переключений, будто что-то помешивать ложкой в чашке. Нередко можно услышать также о «ручке» или «палке».

PS: Автомобильным жаргонизмам можно посвятить целую книгу — многое из повседневного обихода в этой заметке отсутствует. Поэтому пишите в комментариях, какие термины вас смутили в свое время и что они обозначали.

Приборная панель автомобиля (торпедо): устройство и назначение

Торпедо, она же панель приборов, предназначена для отображения важной информации о состоянии авто

Например, показателей текущей скорости машины, расхода топлива и т.п. Расположена данная зона зачастую перед водительским креслом (за рулевым колесом). Реже ее устанавливают на центральной консоли, но с наклоном в сторону водителя для удобного считывания данных.

Примечание! На современной панели, в среднем, размещается порядка 10 приборов. Такое количество считается оптимальным для информирования водителя о состоянии автомобиля. Если поставить меньше или больше, то информации может быть недостаточно, либо наоборот, внимание автовладельца будет рассеиваться от переизбытка приборов.

Устройство приборной панели

Все обозначения торпеды можно глобально разделить на две группы:

  • контрольно-измерительные приборы — отвечают за демонстрацию различных измерений. К примеру, пробега, текущей скорости и т.п.;
  • контрольные лампы (значки) — их задача оповещать водителя световыми сигналами о состоянии некоторых элементов и узлов автомобиля. Например, тормозной системы и заряда аккумулятора.

Состав приборной панели индивидуален для каждого авто и его комплектации. Но существует ряд приборов, которые так или иначе присутствуют в каждой торпеде:

  • спидометр (указатель скорости машины);
  • индикатор топлива (показывает, насколько заполнен топливный бак);
  • тахометр (измеритель оборотов двигателя);
  • одометр (отображает общий и суточный пробег автомобиля);
  • индикатор температуры в системе охлаждения (отображает температуру охлаждающей жидкости в двигателе).

Отталкиваясь от этого набора, производители вносят свои коррективы в количество и состав панели приборов.

Примечание! В автомобилях современного образца показатели приборов торпеды анализируются бортовым компьютером. Если какое-то измерение не соответствует норме, то БК оповещает водителя уведомлением на экране. Таким образом автовладелец узнает о возникших неполадках с тормозными дисками, световой оптикой и не только.

Контрольные лампы: расшифровка цветов подсветки

Каждый автопроизводитель по-разному графически оформляет сигнальные значки на приборной панели. Однако сориентироваться в них поможет общий стандарт цветов подсветки:

  • Зеленый или синий — такие значки предназначены для информирования о включенных в настоящее время функциях автомобиля. Например, фар или полного привода.
  • Желтый (или оранжевый) — оповещают о возможной или уже имеющейся неполадке, либо проблеме с функционалом, не требующей неотложного вмешательства. Это может быть низкий уровень давления в шинах и т.д. Желтый цвет не означает серьезную неисправность и можно продолжать движение, если такой значок загорелся. Однако во время дальнейшей поездки следует уделить повышенное внимание управлению. И при первой возможности исправить неполадку, не откладывая устранение на потом.
  • Красный — этот цвет в большинстве случаев сигнализирует о серьезной неисправности, представляющей аварийную опасность. Неполадки подобного характера требуют немедленного устранения. Второстепенно такие значки используются для информирования водителя о крайне низком уровне топлива в баке, заряда АКБ и т.п. Желательно изучить, что значат те или иные иконки. Если загорелся красный значок и не знаете, что он означает, то рекомендуется остановить машину. Поскольку продолжение движения может быть чревато аварией по причине отказа важной системы авто вплоть до двигателя. Но если намерены ехать, то направляться нужно сразу на СТО и ехать очень осторожно.
Читайте также  Как включить автозапуск на Старлайн а 93

Некоторые графические значки при активации сопровождаются звуковым сигналом.

Виды приборных панелей

Выделяют две разновидности торпедо:

  • Аналоговые (стрелочные) состоят из механических деталей и встречаются в старых или бюджетных авто. Измерительные приборы (тахометр, спидометр и другие) оформлены в виде полукруга и текущее значение указывается стрелкой. Контрольные индикаторы оснащены лампочками, которые загораются при активации функционала автомобиля или выявления неисправности.
  • Электронные (виртуальные) — более актуальный вид панелей, установленных на многих современных авто. Их основу составляет программное обеспечение, которое выводит на экран нужную информацию. Экран и ПО заменяют механические датчики и приборы, однако нередко виртуальные решения визуально имитируют аналоговые торпедо.

Электронные приборные панели, если сравнить их со стрелочными, значительно превосходят предшественника по многим параметрам. Они обладают большей информативностью, более эстетичным внешним видом и индивидуальной настройкой под себя. Если водителю не нравится, как выглядит виртуальная панель, он может изменить цветовую гамму и т.д.

Также можно упомянуть о специальных функциях по типу проецирования панели приборов на лобовое стекло. Таким образом автомобилист получает возможность следить за показателями торпеды, не отрывая взгляда от дороги.

Почему переднюю панель в автомобиле называют «торпедой»?

Традиция называть переднюю панель незамысловатым термином «торпеда» пришла из времен наших дедушек. Старые автомобилисты легко применяют его в быту, а также во время ремонтных работ. Название «торпеда» вошло и в неофициальный обиход инженеров. Производители запчастей также не страшатся применять его для наименования многообразия пластиковой продукции для украшения кабины. Для старых «Жигулей» различных серий существовали серии пакетов тюнинга, центральным элементов которых становилась так называемая евроторпеда. Однако не всякий инженер может ответить на вопрос, откуда взялся этот термин.

Морская мина и приборы

При выяснении происхождения термина самое простое — это связать это народное название с морской вытянутой самодвижущейся миной. Именно на нее якобы была похожа панель «Жигулей», если снять ее с машины и посмотреть сбоку. Однако, как видится, связь между ними весьма натянутая.

Кроме того, делаются предположения, что эту часть автомобильного интерьера стали именовать таким образом из-за сходства с кузовом «Торпедо», который использовался в спортивных автомобилях 20-30-х годов прошлого века. Эти машины действительно напоминали морской подводный снаряд. Но и здесь чувствуется натяжка.

В действительности приборная панель получила в русском языке свое прозвище совсем по иной причине. Дело в том, что нашим дедушкам-автомобилистам до войны и во время нее приходилось встречать иностранные автомобили немецких и французских марок. Кроме того, после Великой Отечественной войны в СССР хлынул поток трофейной техники, как грузовой, так и легковой. Там часто встречались приборы немецкой фирмы Torpedo, которые шли на конвейер многих марок. Они устанавливались в сборе не над рулевой консолью, как сейчас, а между водителем и передним пассажиром. Первые отечественные автомобили НАМИ тоже пользовались импортными приборными щитками, как и продукция горьковского автогиганта. Советские «Форды» оснащались торпедо из металла.

Спидомер, одометр, топливомер, а также указатели давления масла, заряда батареи и прочие стрелочные аналоговые устройства занимали большую часть переднего пространства в кабине старинного автомобиля. Эти массивные панели имели выгравированное название производителя и поставщика Torpedo, расположенное на тыльной стороне, которое можно было прочесть при демонтаже всего щитка. Продукция этой компании была настолько распространена, что встречалась в множестве машин и настолько примелькалась слесарям, что превратилась в имя нарицательное. Много позднее то же самое случилось и с названиями «бендикс», «ксерокс», «керхер» и пр.

Слово живет

Слово «торпедо» было настолько простым, понятным и удобным, что очень быстро заменило в производственном сленге заковыристые выражения «приборный щиток» или «комплекс приборов».

Постепенно на место фирмы Torpedo пришли другие поставщики автомобильных комплектующих, однако слово прижилось в СССР и никуда не исчезло. В 50-е годы им именовали уже не приборы, а переднюю часть кабины с вещевым ящиком, нишей под радиостанцию и прочими устройствами для управления машиной. Таким же образом стали называть передние панели и на «Жигулях», а также на всех советских легковых автомобилях.

Почему в машине называется торпедо

Традиция называть переднюю панель незамысловатым термином «торпеда» пришла из времен наших дедушек. Старые автомобилисты легко применяют его в быту, а также во время ремонтных работ. Название «торпеда» вошло и в неофициальный обиход инженеров. Производители запчастей также не страшатся применять его для наименования многообразия пластиковой продукции для украшения кабины. Для старых «Жигулей» различных серий существовали серии пакетов тюнинга, центральным элементов которых становилась так называемая евроторпеда. Однако не всякий инженер может ответить на вопрос, откуда взялся этот термин.

Почему нельзя крепить иконки, гаджеты и другие предметы на руль и торпеду? Подробнее

Немного истории

На самом деле объяснение рассматриваемого вопроса довольно простое и мы могли бы ответить в двух словах, но дабы предоставить возможность узнать немного нового и получить удовольствие от развития эрудиции, добавим немного дополнительных фактов.

Этимологически слово также восходит к французскому языку (изначально оно латинское, как многие исходники для европейских языков, но об этом далее) и представляет собой torpille – термин который используется в похожих вариациях в разных странах для передней панели авто. Оно относится именно к чем-уто вытянутому и обладающему характерной формой.

Обратите внимание. Термина передняя панель на самом деле вполне достаточно для того чтобы указать на то о чем идет речь, торпедо – термин дополнительный.

Именно так называли длинные сигарообразные авто, которые были популярны в первой половине предыдущего века. Собственно, тут ситуация вполне понятна и есть соответствие формы и никаких противоречий.

Если посмотреть на форму приборной панели, то там трудно увидеть нечто похожее, конечно, тоже есть возможность уловить обтекаемые формы и подобное, но в действительности ощутима разница между приборной панелью и чем-то сигарообразным.

Переходим к термину

В нынешнюю эпоху бренды часто дают названия тем или иным вещам. К примеру, спортивные штаны иногда называют адидаски, по бренду Адидас, а раньше спортивные тапочки (сине-белые) с плоской подошвой называли динамки, так как производились они фабрикой Динамо. Наверняка вы сможете вспомнить и массу других даже более интересных и типичных примеров.

Если говорить о приборной панели, то немецкая компания Torpedo появилась в середине предыдущего века и занялась выпуском различных деталей и оборудования для приборной панели.

Поэтому там часто красовалось название этого бренда, оно в некотором смысле буквально въелось в приборную панель, а также в мозги автомобилистов, которые и стали называть приборную панель тем словом, которое видели там достаточно часто.

Другие значения термина

Знаете ли вы что:

  • слово происходит от латинского torpedo, то есть оцепенение, а глагол torpere означает остолбенеть или оцепенеть;
  • Torpedo называют электрических скатов, которые, как легко понять, могут заставить вас остолбенеть и оцепенеть;
  • также торпедо называют втулку заднего колеса на некоторых велосипедах;
  • Торпедо – название довольно старого спортивного общества;
  • полевые торпедо – довольно старая разновидность военных полевых укреплений, представляют собой крупные ящики цилиндрической формы со взрывчаткой.
Читайте также  Сколько лошадиных сил в автомобиле Лада Гранта

Слова удивительны, так как они могут практически не меняться, но указывать при этом на самые разные смыслы.

Почему передняя панель стала «торпедой»?

Конечно же, нет ничего общего между настоящей торпедой и панелью приборов в транспортном средстве, но все равно такие понятия уже давно укоренились в быту. И вот если сказать «торпеда», то водитель сразу же понимает, что речь идет об использовании передней панели приборов. А вот повелось такое название от наименования немецкой компании, которая ранее и занималась изготовлением тех самых передних панелей приборов. В те времена компания называлась Торпедо, откуда, собственно, и пошло такое нестандартное название.

Исторические особенности

Панель приборов в транспортном средстве – это важная составляющая комфортного управления средством передвижения для получения надежности, удобств и преимуществ в техническом плане. И вот изначально компания Торпедо занималась изготовлением передних панелей для автомобилей, поэтому теперь потребитель может рассчитывать на идеальное качество, практичность, надежность и, соответственно, качество рабочих особенностей.

Среди важных моментов изготовления передних панелей стоит отметить и то, что предоставляется большой ассортимент разных технологий и материал. Торпеды в транспортном средстве – это важные составляющие нормального режима функционирования, поэтому вне зависимости от того, как называется устройство, оно должно быть надежным и качественным в плане своего исполнения.

Правильно подобранная торпеда для обустройства транспортного средства – это гарантия надежности, практичности, функциональности и удобства в рабочем плане. А также важно то, что торпеда – это устройство с особыми техническими деталями, поэтому важно внимательно отнестись к обслуживанию, чтобы предотвратить любые технические поломки и неисправности. И именно поэтому стоит при надобности проконсультироваться со специалистами, получив ценные ответы на вопросы в данном автомобильном деле.

Морская мина и приборы

При выяснении происхождения термина самое простое — это связать это народное название с морской вытянутой самодвижущейся миной. Именно на нее якобы была похожа панель «Жигулей», если снять ее с машины и посмотреть сбоку. Однако, как видится, связь между ними весьма натянутая.

Кроме того, делаются предположения, что эту часть автомобильного интерьера стали именовать таким образом из-за сходства с кузовом «Торпедо», который использовался в спортивных автомобилях 20-30-х годов прошлого века. Эти машины действительно напоминали морской подводный снаряд. Но и здесь чувствуется натяжка.

В действительности приборная панель получила в русском языке свое прозвище совсем по иной причине. Дело в том, что нашим дедушкам-автомобилистам до войны и во время нее приходилось встречать иностранные автомобили немецких и французских марок. Кроме того, после Великой Отечественной войны в СССР хлынул поток трофейной техники, как грузовой, так и легковой. Там часто встречались приборы немецкой фирмы Torpedo, которые шли на конвейер многих марок. Они устанавливались в сборе не над рулевой консолью, как сейчас, а между водителем и передним пассажиром. Первые отечественные автомобили НАМИ тоже пользовались импортными приборными щитками, как и продукция горьковского автогиганта. Советские «Форды» оснащались торпедо из металла.

Жестянка Лизи, чёрный цвет, 15 миллионов и другие факты о машинах Ford Подробнее

Спидомер, одометр, топливомер, а также указатели давления масла, заряда батареи и прочие стрелочные аналоговые устройства занимали большую часть переднего пространства в кабине старинного автомобиля. Эти массивные панели имели выгравированное название производителя и поставщика Torpedo, расположенное на тыльной стороне, которое можно было прочесть при демонтаже всего щитка. Продукция этой компании была настолько распространена, что встречалась в множестве машин и настолько примелькалась слесарям, что превратилась в имя нарицательное. Много позднее то же самое случилось и с названиями «бендикс», «ксерокс», «керхер» и пр.

Что такое торпеда в машине

Автомобильные словечки, которые мы подзабыли

Недавно читал забавный тест-драйв на провинциальном автомобильном портале и наткнулся на неизвестный мне термин. Начал ворошить воспоминания и показалось мне, что нечто подобное я слышал во времена прохождения практики на АВТОВАЗе. Погуглил — точно! Слово такое действительно есть, только мало кто о нем сегодня знает. Я даже опрос небольшой провел среди коллег и знакомых автолюбителей. Значения этого слова не вспомнил никто.

Парприз

Слово произошло от французского «pare-brise», что в переводе означает лобовое стекло или козырек, призванный защитить водителя от ветра и дорожной пыли. Сегодня парпризом называют облицовку передней панели (не путать с панелью в сборе, о ней — ниже).

Торпедо

Торпедо или торпеда?

Только не обращайтесь с таким вопросом к фанатам «Спартака». Шутки шутками, а необычный жаргонизм неплохо прижился. Им сегодня называют переднюю панель автомобиля. Вот только, как верно произносить слово, многие не знают. Впрочем, в Толковом словаре Дмитрия Ушакова слово «торпедо» означает то же, что и «торпеда» в значении «автомобиль сигарообразной формы с открытым кузовом». Дело в том, что во времена, когда Дмитрий Николаевич работал над словарем (1935–1940 годы), «торпедо» еще не ассоциировали с передней панелью автомобиля. Произошло это чуть позже. В середине прошлого века немецкая компания Torpedo занималась производством приборов для автомобилей. Со временем «торпедо» стало именем нарицательным. Сначала так называли приборные щитки, а позже и всю переднюю панель целиком. Так что самодвижущийся боевой снаряд подлодки, торпеда, не имеет к передней панели никакого отношения.

Кокпит

Кокпит

Английское слово «cockpit» появилось в XVI веке и первоначально обозначало арену для петушиных боев. Позже так стали называть замкнутое, но открытое пространство на морском судне, где располагался рулевой, вероятно, из-за схожей конфигурации с ареной для петушиных боев. Впоследствии термин перекочевал в авиацию и автомобилестроение, в частности, в автоспорт. Сегодня кокпит стал синонимом кабины пилота.

Вёсла

Ручной стеклоподъемник (весло)

Со временем этот жаргонизм стал забываться, а ведь еще пару десятков лет назад весла были в каждом автомобиле. Но не для того, чтобы ими можно было подгрести к берегу, если вдруг автомобиль упадет с моста в реку. Так называли ручки механических стеклоподъемников. Хотя многие сегодняшние автолюбители таких ручек никогда не видели. Автомобили наших дней, как правило, оснащают электрическими стеклоподъемниками, а ручные можно встретить лишь в базовых версиях бюджетных моделей.

Галстук

Буксировочный трос (галстук)

Этим словом автомобилисты старой закалки называют буксировочный трос. С появлением эвакуаторов и выездных сервисов по ремонту и обслуживанию автомобилей жаргонизм стал забываться, однако, отправляясь в поездку за рулем, не забудьте «принарядиться».

Кенгурятник

Кенгурятник

Кенгурятником называют трубчатую конструкцию, которая вешается спереди или сзади автомобиля для защиты элементов кузова и оптики от механических повреждений. Когда-то американские фермеры крепили калитки на свои пикапы для разгона скота. Русскоязычная версия термина «кенгурятник» или «кенгурин» пришла из Австралии, где аналогичные конструкции «roo bar» (в буквальном переводе «кенгуру решётка») вешали дальнобойщики, чтобы уберечь транспортное средство от перебегающих дорогу животных. В частности, от распространенного в Австралии кенгуру. Сегодня кенгурятник превратился в модный аксессуар и чаще применяется в декоративных целях, для тюнинга. В результате борьбы за безопасность пешеходов в «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» были внесены поправки, которые сильно ограничивают применение подобной конструкции.

Читайте также  Сколько кубических метров в тонне бензина

Овердрайв

Овердрайв

Овердрайв — это повышающая передача с передаточным отношением ниже единицы. Когда-то этот термин подразумевал использование дополнительного редуктора в коробке передач. Сегодня так обозначают высшую ступень в автоматической трансмиссии. Впрочем, термин этот встречается все реже. Крайний раз кнопку O/D (Overdrive) доводилось видеть рядом с селектором четырехступенчатой автоматической коробки передач Jatco, что устанавливается на автомобили Datsun. При нажатии высшая четвертая передача отключалась.

Кочерга/мешалка

Кочерга/мешалка

Раз уж речь зашла о коробке передач, уместно вспомнить, как на автомобильном жаргоне называется рычаг этой самой коробки. В простонародии его называют кочерга, за внешнее сходство, или мешалка. Второе чаще применительно к механике, когда рычаг приходится часто перемещать во время переключений, будто что-то помешивать ложкой в чашке. Нередко можно услышать также о «ручке» или «палке».

PS: Автомобильным жаргонизмам можно посвятить целую книгу — многое из повседневного обихода в этой заметке отсутствует. Поэтому пишите в комментариях, какие термины вас смутили в свое время и что они обозначали.

Торпедо

Подобные споры уходят корнями глубоко в историю автомобилестроения. Первое упоминание слова торпедо датируется 1918 годом. В то время во Франции появились автомобили с кузовом торпедо. Особенностью такого кузова был плавный переход от боковин и лобового стекла к капоту автомобиля.

Во-первых, долгое время среди производителей приборных панелей фигурировала немецкая фирма Торпедо. Во-вторых, точно известно, что производители первых паровых советских автомобилей НАМИ-1, в техническом руководстве обозначили приборную панель именно торпедо.

Кроме того, кузов автомобиля сейчас носит иное название – фаэтон – вероятно из-за неразберихи с названиями ввели новый термин. Для подтверждения правомерности употребления «торпеда» фактов практически нет, кроме внешних сходств формы панели старых авто с подводным снарядом.

Конструкция

Торпедо автомобиля изготавливается чаще всего из пластика. Крепление в салоне осуществляется посредством болтов, что позволяет при необходимости осуществить демонтаж. Также материалом для изготовления торпедо может служить прессованный картон. Обтягивается картон винилом под кожу, в тон салона. Еще один вариант материала – карбон. Такое торпедо можно увидеть в салонах суперкаров, к примеру, Pagani Huyara.

На некоторых автомобилях, торпедо «облагораживают» панелями из ценных пород дерева. Например, концепт Nissan Terra и Jaguar X-type оснащены торпедо из дерева с виниловым покрытием. Для Jaguar используется орех, а для Nissan – натуральный шпон. Отделка деревянными панелями является отличительной чертой автомобилей представительского класса. На дорогих спортивных автомобилях, вроде Lamborgini или McLaren, торпедо может обшиваться вручную кожей или алькантарой.

Формы торпедо

Производители автомобилей часто экспериментировали с формой торпедо и размещением бортового оборудования. Для многих марок торпедо стала своеобразной фамильной чертой, деталью, по которой узнают.

Первые отечественные паровые автомобили НАМИ-1 оснащались торпедо из металла. Внешний вид был далек от совершенства, а жесткость конструкции повышала травматизм при столкновении. В дальнейшем подобные материалы практически не использовались ни в советских, ни в зарубежных автомобилях.

Инженеры BMW проектировали салон таким образом, чтобы водителю было максимально удобно. Впервые, торпедо с развернутой в сторону водителя центральной консолью появилась на BMW E21 в середине 70-х годов. Тенденция сохранилась и стала фирменной чертой моделей 3-ей и 6-ой серий баварской компании. Изначально, оснащение консоли было достаточно бедным, но сейчас она больше напоминает приборную панель самолета.

Автомобили Chevrolet Cavalier Z24 и Buick Riviera разрабатывались на пике увлечения космическими технологиями. Это привело к тому, что приборные панели этих авто были оснащены огромным количеством приборов, кнопок, и тумблеров, которые подсвечивались ядовито-зеленым светом.

Японский автомобиль Honda CR-V также отличается необычной формой торпедо. Первые модели CR-V, которые выпускались в 1997-1998 гг., оснащались автоматической коробкой передач, селектор которой располагался на рулевой колонке. С выходом «леворукой» версии автомобиля, Honda начала устанавливать механическую коробку с напольным размещением рычага переключения передач. На тот момент, торпедо не отличалась оригинальностью. Необычное решение инженеров появилось на обновленной версии автомобиля в 2002 году. Селектор АКПП размещался на торпедо, рядом с приборной панелью. Однако, водители не слишком одобрили новинку, в первую очередь за то, что выглядел рычаг «не пришей кобыле хвост».

Следующий шаг конструкторов был гораздо удачнее. Не оставляя попыток разместить селектор максимально удобно и красиво, инженеры дополнили торпедо специальной панелью для крепления рычага АКПП. В результате центральный тоннель исчез, и между креслами появилось свободное пространство.

Обновление 2012 года снова затронуло дизайн салона. Селектор остался на прежнем месте, но появился центральный тоннель, который изолирует место водителя. Судя по отзывам покупателей, такая организация водительского места наиболее удобна.

Торпедо современного автомобиля

На сегодняшний день количество бортового оборудования постоянно увеличивается и приходится устанавливать его максимально компактно. Однако, особенное внимание приходится уделять приборной панели. Информация должна легко читаться, а кнопки управления различными системами – удобно расположены.

Обязательный минимум приборов для современной панели:

– состояние систем автомобиля (тормозная система, автосигнальное оборудование и система пассивной безопасности);

– характеристики движения (скорость, обороты двигателя);

– состояние двигателя, ходовой части, трансмиссии;

Кроме измерительных приборов, на торпедо располагаются: рулевая колонка, аудио-видео аппаратура, панель управления климатической установкой.

На этом функции торпедо современного автомобиля не заканчиваются. В конструкции торпедо предусмотрено что-то вроде ниши, в которой находится подушка безопасности для переднего пассажира. Подушка находится за небольшой створкой или панелью, напротив сиденья. При срабатывании системы безопасности, створка откидывается, и подушка наполняется воздухом под большим давлением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: