Как называется жидкость для охлаждения двигателя
Как правильно выбрать антифриз для автомобиля
Статья об антифризах — виды охлаждающей жидкости, правила и важные критерии выбора. В конце статьи — видео о разных видах антифриза. Статья об антифризах — виды охлаждающей жидкости, правила и важные критерии выбора. В конце статьи — видео о разных видах антифриза.
Каждому автовладельцу известно, что нужно грамотно следить за всеми важными узлами автомобиля. Система охлаждения требует к себе особенно пристального внимания. Правильный подбор и регулярная замена антифризов сводят к минимуму проблемы, связанные с закипанием двигателя при нагревании во время жары или же, наоборот, замерзанием жидкости при наступлении холодного времени года.
Тосол, антифриз или охлаждающая жидкость: что означает каждый термин
Современные модели автомобильных моторов для снижения температуры, растущей в процессе работы двигателя внутреннего сгорания, используют специальные эмульгированные составы (антифризы). На постсоветском пространстве наряду с современным наименованием также используется понятие «тосол». Часто неопытные водителя задают вопрос: «Что лучше тосол или антифриз?»: вам ответ уже дан, это одно и тоже, но «тосол» – более старый аналог охлаждающей жидкости.
По сути, тосол – это всего лишь дешевый антифриз старого типа. Название «антифриз» представляет собой прямую кальку английского «antifreeze», что в переводе означает («не замерзает»). Наиболее полным наименованием для составов данного вида считается термин «охлаждающая жидкость».
Температура замерзания антифриза колеблется в пределах от -38 до -42 градусов Цельсия. Халатный подход к покупке охлаждающей жидкости может привести к сбою в работе машины и недешевому ремонту.
Как выбрать качественный антифриз: марки, состав, группы, цвета
На рынке существует огромное количество антифризов, отличающихся между собой как ценовой линейкой, так и техническими характеристиками, что представляет определенную сложность при подборе охлаждающей жидкости. Антифризы производятся в России и за рубежом. Каждый состав имеет свой собственный состав добавок (присадок). В связи с этим качество охлаждающих жидкостей всегда различается по составу.
Информация о том, какая именно марка антифриза подходит конкретному авто, содержится в руководстве пользователя к автомобилю. В нём конкретно указываются требования к антифризу, вплоть до фирм-производителей. Согласно статистике, лучше всего в работе себя показали марки компаний FELIX, Castrol, Liqui Moly, SINTEC LUX, Motul.
Если такой инструкции нет, стоит обратить внимание на подходящие по составу и химическим характеристикам аналоги. На этикетке упаковки антифриза следует обратить внимание на название, срок пригодности, дату выпуска и область применения. Канистра с хладагентом должна быть герметично закрыта одноразовой крышкой-трещоткой.
Нормальный, качественный антифриз – прозрачная жидкость, без осадка и видимых посторонних включений.
Подбирая для авто правильную охладительную эмульсию, автовладельцу необходимо учитывать ряд факторов, о которых будет рассказано ниже.
Состав антифриза
Все хладагенты, независимо от класса и фирмы-производителя, имеют одинаковую основу:
- присадки (составляют 3-7% от общего объема хладагента).
Основу современных антифризов составляют органические кислоты и пропиленгликоль.
Использование присадок позволяет добиться особых качеств охладителя: антикоррозийности, минимального уровня пенообразования, работоспособности в условиях низких температур.
Группы антифризов
Охлаждающие составы могут быть как концентрированные, требующие самостоятельного разведения дистиллированной водой, так и изначально выпускаемые в рабочей концентрации.
Существует несколько общепринятых у всех изготовителей хладагентов групп: группа гибридных хладагентов (G11), карбоксилатные хладагенты (G12 и G12+) и хладагенты лобридные (G12++ и G13):
Самая простая и доступная по цене продукция, используемая в охлаждающей системе старых, преимущественно отечественных, автомобилей выпуска не ранее 1996 года. Это эмульсия, основой которой служит этиленгликоль с минимумом присадок, создающих тонкий защитный слой на стенках от коррозии.
Жидкость окрашена в синий, зеленый, голубой цвета. В её составе не применяются нитриты, фосфаты, бораты и амины. Менять такой антифриз надо каждые 2 года.
Эта группа применяется для машин с высокообротистыми моторами 1996-2001 годов выпуска. Состав не содержит нитритов, маркируется красным, оранжевым, розовым цветом.
Линейка G12 при правильной эксплуатации не теряет своих рабочих качеств на протяжении пяти лет. Стоимость этих составов выше, чем G11, но и качество соответствует цене.
G12 + и G12 ++
Отличительная особенность этой группы — экологичность и минимальный уровень вреда для человека и природы. Данное свойство достигнуто за счёт чистоты основы и минимума опасных примесей. Хладагенты созданы с применением нетоксичного пропиленгликоля. Применяются для авто, собранных после 2001 года.
Присадки позволяют использовать этот хладагент в алюминиевых и чугунных двигателях. Срок эксплуатации составов данной группы достаточно продолжителен — до восьми лет. Это единственный тип антифриза, не боящийся смешения с составами других групп! Для окрашивания чаще всего используются лиловый, фиолетовый и сиреневый оттенки.
Эмульсия изготавливается по новейшим технологиям для машин, подвергающимся повышенным нагрузкам и жестким условиям эксплуатации и имеющим максимальную степень теплоемкости и теплопроводимости. Чаще всего используется для спортивных автомобилей и мотоциклов.
Перед приобретением антифриза необходимо также изучить его состав, напрямую связанный с физическими особенностями эксплуатации:
-
температурный порог замерзания;
температурный порог закипания;
- агрессивность влияния на охладительную систему.
Нельзя забывать, что даже при случайном смешивании разные группы эмульсий могут вступать в химическую реакцию. В антифризах присадки могут быть созданы как на щелочной, так и на кислотной основах. При их соединении возможно выпадение осадков в виде хлопьев, способных забить систему мотора и привести к перегреву и поломке агрегата.
Следует использовать эмульсию только одного выбранного производителя и конкретной марки, даже если состав антифризов близок по составу. В ситуации замены антифриза необходимо тщательно промыть систему охлаждения, прежде чем залить новую марку хладагента. Менять антифриз надо вовремя, не нарушая сроков по его эксплуатации.
Лучше всего иметь при себе в машине литровый запас антифриза «про запас». В непредвиденной ситуации, когда запаса нет, а охлаждающая жидкость уходит в дороге, то летом в качестве замены можно использовать обычную воду, зимой – любой антифриз аналогичного класса.
Если в процессе эксплуатации цвет антифриза меняется, это может свидетельствовать об ухудшении характеристик! Обесцвечивание антифриза свидетельствует о полной потере рабочих свойств!
Выбор антифриза по цвету
Зачастую автовладельцы предпочитают покупать охлаждающую жидкость, ориентируясь на её цвет. Необходимо сразу отметить, что хладагенты сами по себе бесцветны, окрашивание производится ради привлечения внимания покупателей к своей продукции и в качестве отличительной особенности от товаров конкурирующих производителей.
Те, кто при покупке антифриза ориентируется на цвет, утверждают, что оттенок говорит о качестве товара. Это утверждение верно лишь в том случае, если антифриз произведен по нормам Volkswagen, где цвет напрямую привязан к классу. В линейке Volkswagen, предлагаемой для России, особой популярностью пользуются марки зеленого и красного цветов.
-
Антифризы, окрашенные в зелёный цвет, представляют львиную долю хладагентов класса G11 или являются гибридными эмульсиями класса G12. Выбирают эти марки автовладельцы бюджетного транспорта, ориентируясь в первую очередь на невысокую цену.
Красный состав — один из наиболее популярных антифризов, относится чаще всего к классам G12 и G12 + с присадками органического типа.
Особого различия между составами этих двух цветов нет. Состав зависит от присадок, которые отвечают за порог закипания и замерзания антифриза. Присадки так же отвечают за взаимодействие хладагента с элементами системы охлаждения. Так, зеленый антифриз не включается в химическую реакцию с алюминием и его сплавам, красный же – с медью и латунью.
От выбора антифриза напрямую зависит работа системы охлаждения транспортного средства и защита ее от коррозии, поэтому лучше основывать при выборе рекомендациями автопроизводителя.
- Другие цвета. На рынке встречаются хладагенты и других цветов. Голубой цвет чаще встречается у тосола, а также у жидкостей класса G11, в состав которых входят силикатные присадки. Желтые оттенки чаще свидетельствуют о антифризе гибридного или лобридного типов. Фиолетовый цвет с большой вероятностью укажет на класс G13, с повышенными требованиям к срокам эксплуатации, чистоте и экологичности.
- у автовладельца имеется возможность приготовить охлаждающий состав для эксплуатации авто в разных климатических зонах под свои индивидуальные запросы (например, при разведении с водой в пропорции 1:1 температура замерзания полученного состава равна в среднем -45 градусов, а неразведённый хладагент замёрзнет уже при температуре -12 градусов).
Палитра цвета весьма разнообразна, но цветовое негласное соотношение цены и качества условны и присущи только производителям известных брендов.
Небольшие и малопопулярные фирмы-производители могут применять любые цвета, поэтому в первую очередь владельцам машин при выборе антифриза стоит обращать внимание на технические параметры и класс хладагента.
Концентрат или готовый антифриз: что выбрать
Рыночный ассортимент охладителя представлен в двух версиях: хладагент, заливаемый в систему сразу из купленной ёмкости (без дополнительной обработки) и концентрат, предполагающей самостоятельное разведение владельцем транспортного средства.
Преимущества концентрата:
-
концентрированный антифриз гарантировано не разведён водой;
Преимущества готового антифриза:
-
не нужно тратить время на разведение приобретённого состава перед тем, как приступать к замене охлаждающей жидкости;
- отсутствует риск допустить ошибку в соотношении частей воды и приобретённого состава.
Выбирать готовый концентрат или разводить состав самостоятельно – вопрос личных предпочтений владельца авто.
Заключение
Выбирать конкретную марку и вид хладагента необходимо, опираясь на информацию, приведённую в техпаспорте авто. В руководстве обязательно прописывается класс антифриза, предпочтительная марка производителя. Перед покупкой антифриза следует обязательно ознакомиться с его составом и сверить данные с информацией, указанной в руководстве к авто. Экономить при выборе хладагента не стоит, ведь от него зависит беспроблемная работа двигателя, и, как следствие, всего автомобиля.
Видео о разных видах антифриза:
Как выбрать охлаждающую жидкость для авто: ТОП советов
В данной статье пойдет речь о том, как правильно выбрать охлаждающую жидкость для авто, в чем состоит отличие антифриза от тосола и каким образом подбирать охлаждающую жидкость в зависимости от состава, эксплуатационных свойств и климатических условий.
Оглавление:
С наступлением холодного времени года, одними из основных задач любого автомобилиста являются смена летних шин на зимние и подготовка охладительной системы двигателя к низким температурам.
Существует довольно распространенное ошибочное мнение, что большинство жидкостей, предназначенных для охлаждения двигателя, обладают одинаковыми характеристиками, поэтому их выбору не уделяется должного внимания. Это является ошибкой. Доказано, что не менее 20% возникающих неисправностей двигателя обусловлены именно неправильностью выбора антифриза.
Значение охлаждающей жидкости
Циркулируя в системе, охлаждающая жидкость (ОЖ) призвана выводить излишнее тепло и предотвращать перегрев двигателя. Этому способствует и установленный в передней части радиатор. Благодаря его конструкции обеспечивается достаточно быстрое охлаждение антифриза потоками встречного воздуха.
Таким образом, циркулируя в системе между радиатором и двигателем, антифриз призван обеспечить своевременное охлаждение работающего мотора автомобиля до оптимальной температуры, при которой все детали и узлы не будут подвергаться критическим нагрузкам.
При этом важной особенностью химического состава любой охлаждающей автожидкости является сохранение функциональных свойств в условиях низких и повышенных температурах окружающей среды. Иными словами, антифриз не должен замерзать и кристаллизоваться в морозную погоду, а также закипать и пениться в жаркую знойную погоду.
Следует сразу оговориться что названия «Тосол», «Лена», «Antifreeze» подразумевают под собой охлаждающую жидкость. Общепринятой при этом считается русская транслитерация антифриза (АФ). Тосол же, в свою очередь, был разработан ГосНИИОХТом для автомобилей ВАЗ в 1971 году, однако регистрации наименования не последовало. Поэтому на сегодняшний день многие отечественные производители с радостью используют полюбившееся название.
Ассортимент средств для охлаждения системы достаточно широк и многообразен. На прилавках легко можно встретить российских и иностранных производителей автохимии. Зеленые, красные, синие, с различными заявленными рабочими температурами, с разным количеством присадок, добавок, в фирменных канистрах и обычных пластиковых бутылках.
Как выбрать охлаждающую жидкость для авто
Состав антифриза
Чаще всего любая ОЖ для охлаждения двигателя состоит из следующих компонентов:
- дистиллированная вода;
- этиленгликоль либо полипропиленгликоль;
- присадки и добавки, препятствующие замерзанию и вспениванию жидкости;
- красителя.
Основным активным веществом, присутствующим в растворе, является этиленгликоль либо полипропиленгликоль. Именно оно отвечает за сохранение антифризом заявленных характеристик и свойств благодаря тому, что его остывание происходит значительно быстрее воды. При этом его жидкое состояние не изменяется при минусовых температурах.
Добавление присадок в охлаждающие жидкости нацелено на предотвращение замерзания и ее кристаллизацию, а также защиту антифриза от вспенивания.
Добавление красителя в АФ производится лишь для того, чтобы потребитель издалека отличал токсические и опасные соединения и был осторожен при обращении с ними. Кроме того, яркий цвет помогает быстрее определить уровень жидкости в расширительном бачке.
Классификация антифриза
Условно все существующие антифризы можно разделить на несколько основных категорий:
- Категория G11. Сюда входят наиболее бюджетные охлаждающие соединения, которые содержат минимальный набор присадок. Длительной защиты двигателя при использовании таких ОЖ добиться не получится в силу того, что многие нужные полезные свойства производителями игнорируются. Так весьма вероятны последующие вспенивание раствора, возникновение коррозии на металлических деталях, разъедание резиновых частей системы и патрубков.
- Категория G12. В эту группу относят этиленгликолевые и карбоксилатные соединения. Такие автожидкости насыщены различными присадками. В процессе эксплуатации такие антифризы образуют антикоррозийную пленку, что значительно ускоряет отвод излишнего тепла и увеличивает срок службы деталей системы охлаждения. Широкое применение антифризы данной группы получили в двигателях с высоким количеством оборотов в минуту, которые серьезно и быстро нагреваются. Цена у таких ОЖ заметно выше.
- Категория G13. Эту категорию образуют жидкости, которые не содержат в своем составе ядовитых примесей. Они отвечают всем экологическим требованиям. В отличие от других категорий, в антифризах группы G13 базовым веществом является полипропилен гликоль. Это позволяет добиться самых высоких характеристик при максимальной экологичности продукта. Кроме того, в состав таких жидкостей введено большое количество присадок и добавок. Именно поэтому они не замерзают, не пенятся, защищают детали от коррозии и перегрева и рассчитаны на длительный срок использования.
Охлаждающая жидкость – как обеспечить комфортный температурный режим двигателю?
На полках в автомагазине предлагается радуга из различных бутылок: десятки маркировок, брендов и допусков.
Как узнать, что именно нужно вашему автомобилю: антифриз или тосол, красный или зеленый, «Mobil» или «Полярник»?
Если в инструкции к вашему автомобилю указана четкая спецификация: например, Ford WSS-M97B51-A1, он же BASF Glysantin G05, он же Mazda 0000-77-507E-02, тогда проблем нет. Ищите заветную баночку (канистру) с аналогичным допуском, и не заморачиваетесь с цветом, вопросом «что залито, что залить?», и снятием пробы на вкус: сладкий или нет.
Почему в качестве примера использована брендовая (от производителя автомобиля) охлаждающая жидкость, или продукт известного химического концерна? Потому что на упаковке имеется главная характеристика для покупателя: допуск автопроизводителя для конкретного автомобиля (как в инструкции по техническому обслуживанию). Это значит, что данный тосол или антифриз можно залить в радиатор, и он как минимум, будет хорошо охлаждать, как максимум – не нанесет вреда вашему автомобилю.
Чем отличается тосол от антифриза, и почему надо придерживаться заводской спецификации?
Давайте разберемся, что такое охлаждающая жидкость, и для чего она нужна.
Поскольку двигатель внутреннего сгорания при работе выделяет много тепла, его необходимо отводить в атмосферу. При небольших мощностях (мопед, малолитражная легковушка, газонокосилка), достаточно нарезать ребра радиатора на головке блока цилиндров, и обеспечить хороший обдув. Когда интенсивность нагрузки возрастает, прямого воздушного потока уже не хватает. Необходимо отводить тепло с помощью теплоносителя (например, воды), который в свою очередь охлаждается тем же воздухом, но уже в отдельном радиаторе.
Именно так работает система охлаждения современного автомобиля. Вокруг цилиндров расположены так называемые рубашки охлаждения. Водяная помпа обеспечивает циркуляцию (постоянное обновление) жидкости через радиатор, который интенсивно обдувается воздухом от набегающего потока и вентилятора.
Какая жидкость наиболее эффективно охлаждает мотор? Этот вопрос обычно трансформируется в: «что лучше тосол или антифриз?». На вторую часть вопроса ответим позже. Главный секрет системы охлаждения – лучшим теплоносителем является обыкновенная вода. Точнее не просто вода из речки, или из-под крана, а дистиллированная. Многие помнят кадры из старых советских фильмов: закипел мотор старенького ГАЗ-51, водитель с ведром бежит к ближайшей речке, и проблема решена.
Для чугунных блоков цилиндров и толстостенных радиаторов это приемлемо, за исключением эксплуатации в зимний период. Вода при минусовой температуре просто замерзнет, и «порвет» радиатор, а то и ГБЦ. Помните таблички «вода слита» на радиаторе?
На современных моторах обычную воду использовать нельзя. Почему?
- Соли и кальций, растворенные в воде, оставляют «шубу» на стенках рубашек охлаждения. Этот слой нарушает теплообмен;
- Замерзание воды в зимнее время. Сложно представить автовладельца, который на парковке у офиса сливает воду на асфальт, а затем перед поездкой домой, заливает ее обратно. Да и устройство системы охлаждения в современных авто более сложное, просто выкрутить пробку недостаточно;
- Внутреннее кипение (так называемая кавитация). Мелкие пузырьки воздуха постепенно разрушают металл, особенно страдает крыльчатка помпы.
Кроме того, охлаждающая жидкость (которая на 50% все же состоит из дистиллята) имеет в своем составе множество присадок. Чем они отличаются и для чего нужны?
Химический состав антифриза (тосола)
Вода – это все-таки растворитель для концентрата. Основу любой охлаждающей жидкости составляют химические элементы.
- Обычная минеральная соль снижает температуру замерзания. Однако это катализатор коррозии, поэтому в моторах практически не применяется;
- Этиленгликоль, или двухатомный спирт. Отлично противодействует замерзанию, но способствует коррозии. Причем именно при разбавлении водой, проявляются агрессивные качества: алюминиевые части покрываются раковинами, и в конце концов радиатор течет. В худшем случае – корродирует алюминиевый ГБЦ. Кроме того, этиленгликоль – далеко не самый дешевый продукт;
- Глицерин. Отлично противостоит замерзанию, и достаточно дешев в производстве, но есть и серьезная проблема: водно-глицериновые растворы вязкие, поэтому циркуляция жидкости через соты радиатора невозможна. Смесь разбавляют метанолом – одноатомным ядовитым спиртом, но этот компонент нестойкий: при 90 ℃ он выкипает, при попадании в моторный отсек может воспламениться. Кроме того, он агрессивен по отношению к алюминию.Водно-глицериновые тосолы (антифризы) распространены среди российских производителей. Стоимость экстремально низкая, на упаковке, как правило, отсутствует спецификация автопроизводителей;
- Ингибиторы. Это минеральные либо органические добавки, защищающие металл от коррозии. Составляют от 3% до 10% от массы охлаждающей жидкости, и по сути определяют ее совместимость с типами моторов. Та самая спецификация автопроизводителя.
Органика или неорганика, в чем разница?
Минеральные ингибиторы просто покрывают металлические стенки системы тонким слоем защитной пленки. Она может быть неравномерной, и коррозия все же проявляется, правда – точечная.
Работает такая «химия» эффективно, агрессивное воздействие антифриза практически сводится на нет. Однако пленка плохо проводит тепло, в результате оно не отводится жидкостью из зоны нагрева. Со временем теплообмен становится все хуже, и мотор перегревается, а это чревато повышенным износом деталей, более раннему сроку замены масел, повышением расхода топлива.
Химический состав таких ингибиторов: нитраты, бораты, силикаты, фосфаты, аминокислоты.
Органические ингибиторы созданы на основе солей карбоновых кислот. Карбоксилаты не «прилипают» к металлу, поэтому препятствий для теплообмена нет. Молекулы этих веществ блокируют лишь точечные очаги коррозии. Они воздействуют как бы адресно, оставляя большую часть площади свободной от пленки.
Ингибиторы созданы на основе карбонатов – органических кислот, нейтральных к металлам. Стоимость существенно выше, чем у «минералки».
Гибридные присадки имеют в своем составе карбоксилаты (их обычно больше), и минеральные добавки. Используя правильную комбинацию, производители охлаждающей жидкости компенсируют недостатки различных типов присадок, не уменьшая положительный эффект.
И, наконец, ответ на главный вопрос: в чем разница между тосолом или антифризои? На самом деле, название не несет в себе информации о составе или совместимости с разными типами двигателя. Рассуждения о том, что тосол заливают в карбюраторные моторы, а инжектор работает исключительно на антифризах, беспочвенны.
История возникновения названий ОЖ:
Как мы отметили раннее, изначально для охлаждения моторов применялась обычная вода из ближайшего пруда. Затем появились более технологичные ДВС, соответственно возникла потребность в качественной охлаждающей жидкости. Зарубежные производители объединили все варианты ОЖ под определением «antifreeze». То есть, незамерзайка.
Одновременно советское правительство дало указание ученым разработать аналогичный препарат для отечественных авто (дабы не покупать дорогую жижу за рубежом). Один из химических НИИ оперативно разработал (или просто скопировал) технологию. Зарубежная и отечественная жидкости были абсолютно идентичны по свойствам и составу. Отечественную разработку отдела ««Технология органического синтеза» назвали аббревиатурой этого подразделения; «ТОС». Добавили суффикс, использующийся в названиях спиртов (этанОЛ, метанОЛ), получился ТОСОЛ. Это название стало таким же нарицательным, как «ксерокс». Несмотря на то, что из года в год состав отечественной незамерзайки и зарубежных ОЖ менялся, общие названия закрепились.
Простейшие составы на основе глицерина или этиленгликоля с минеральными добавками, принято называть тосолами. Хотя за рубежом есть antifreeze с такими же компонентами. На упаковках можно встретить оба названия, принципиальной разницы нет.
Как определить, подходит охлаждающая жидкость для вашего автомобиля, или нет?
Серьезные производители сертифицируют свои технические жидкости на автозаводах. По такому же принципу, как и моторные масла, поэтому вы всегда можете сверить соответствие по каталогам. Например, таблица совместимости для тосолов (антифризов) BASF:
Именно тут и кроется подвох. Универсальных спецификаций «для всех Фордов» или для любого дизельного «VW» не существует. Каждый автомобиль рассчитан на определенный тип тосола, и смешивать их категорически не рекомендуется. При соприкосновении силикатных и карбоксилатных присадок образуются плотные сгустки. Они закупоривают соты радиатора, нарушая циркуляцию воды.
Некоторые сплавы внутри мотора или радиатора, могут активно корродировать именно под воздействием определенной минеральной добавки, поэтому единственный правильный ответ ищите в инструкции к вашему авто.
Спецификации G11, G12, G12+ и пр. для Фольксвагена не могут применяться в подборе антифриза для КИА. Некоторые автовладельцы просто покупают жидкость того же цвета, как в расширительном бачке. Цвет не имеет отношения к составу ОЖ. Это краситель – маркировка.
Как узнать, какой тип тосола был залит, если цвет невозможно определить на глаз? Ответ однозначный: ищите информацию от производителя авто и покупайте «правильную» жидкость. Бренд не имеет значения. Главное – спецификация для вашего автомобиля. При замене промойте систему охлаждения дистиллированной водой.
Как работает охлаждающая система и антифриз?
Одной из специальных жидкостей, которая предназначена для обеспечения корректной работы механизмов автомобиля, становится антифриз.
Если не относиться необходимым образом к качеству, а также уровню антифриза в бачке, то это может привести к появлению достаточно серьезных неисправностей, как отдельных деталей, так и полноценных узлов машины.
Принцип работы антифриза. Процесс охлаждения мотора заключается в циркуляции охлаждающей жидкости по определенному контуру из шлангов и трубок. В той ситуации, когда мотор еще не нагрелся до требуемой температуры, то помпой тосол будет прогоняться только по малому кругу, включающему в себя блок цилиндров, ГБЦ и печку. Если же антифриз уже нагрет до температуры в 90-100 градусов Цельсия, происходит открытие термостата, а ОЖ проходит такой же круг, но с захватом радиатора.
По мере прогревания антифриза, происходит увеличение его объема до 5%, возвращаемых обратно в бачок. Как только антифриз остывает, он снова направляется в двигатель. Подобный принцип работы дает возможность предотвратить возникновение пробок из воздуха и пара.
Если уровень тосола снизился, то его может быть недостаточное количество для охлаждения мотора. В результате возникают ситуации, когда в системе появляются воздушно-паровые пробки, обязательно вносящие нарушения в функционирование системы.
Итогом подобной ситуации становится чрезмерный нагрев головки, ее разрушение, возникновение разного рода дефектов в каналах для подачи масла, увеличение потребления топлива и снижение мощности машины.
При увеличенном количестве тосола в бачке, будет увеличиваться давление по всей системе. Следствием этого может стать возникновение протечки в радиаторе, крышке бачка или шлангах.
Зависимость объема антифриза. Уровень жидкости для охлаждения мотора зависит от нескольких параметров, к которым относятся:
- Обеспечение целостности самой прокладки, головки блока цилиндров, радиатора, бачка, трубок и шлангов;
- Правильно зафиксированные шланги, при помощи хомутов требуемого размера;
- Правильная работа радиатора и клапанов бачка;
- Исправная работа топливной системы зажигания;
- Правильно подобранная марка антифриза.
При наличии дефектов или в ГБЦ или в прокладках, жидкость для охлаждения будет проникать или в цилиндры, или в масло. Признаком этого будет густой дым белого цвета в первом случае, и пузыри в составе масла во втором.
Если прокладка пробита, то оба эти признака будут присутствовать одновременно. Помимо этого, владелец автомобиля обратит внимание на повышение расхода топлива, а также снижение мощности мотора.
При наличии повреждений клапанов бачка или радиатора, будет снижен температурный уровень кипения антифриза, что обязательно приведет к появлению пробок. Слишком обогащенная смесь, наоборот, приведет к необходимости использования повышенного усилия для нажатия на педаль газа.
Проверка уровня тосола. Чтобы правильно проверить уровень тосола, нужно выполнить действия в таком порядке:
- Снять крышку бачка при холодном двигателе;
- Произвести осмотр нижнего края отвода, к которому крепится шланг расширительного бачка. Уровень жидкости должен соответствовать этому;
- При проведении осмотра самого расширительного бачка, точка расположения уровня тосола должна находиться точно между минимальной и максимальной.
Итог. Проверка охлаждающей жидкости в бачке автомобиля должна проводиться как можно чаще, хотя бы два раза в неделю. Своевременный долив антифриза обеспечивает правильное охлаждение мотора.
Состав, свойства и разновидности антифриза
С появлением двигателей внутреннего сгорания для их охлаждения использовалась вода. Для любых систем охлаждения это прекрасная жидкость, с высокой текучестью, низкой и стабильной вязкостью, достаточно высокой температурой кипения. Охлаждение водой применяется при работе многих технических устройств, от доменных печей до ядерных реакторов.
Два отрицательных свойства воды препятствуют использованию её для отбора тепла при работе двигателей внутреннего сгорания:
- При замерзании вода увеличивается в объёме до 9%. Образовавшийся лёд способен разорвать любой сосуд, в который была налита вода;
- Вода вызывает коррозию, разрушение металлов и материалов, контактирующих с ней.
- Что такое антифриз и для чего он нужен
- Состав охлаждающей жидкости
- Чем отличается Тосол
- Свойства и характеристики ОЖ
- Виды и классификация
- Цвет антифриза
- Как разбавлять концентрат
Что такое антифриз и для чего он нужен
Слово «антифриз» происходит от anti — против и freeze — замерзать. Технический термин, обозначающий жидкости, не замерзающие при низких температурах.
Антифризы применяются в системах отопления, двигателях внутреннего сгорания, в авиации для борьбы с обледенением, для охлаждения мощных лазеров и супер-компьютеров.
Кстати: «Незамерзайка-омывайка», которую вы заливаете в бачок омывателя — это тоже антифриз.
Современные ОЖ имеют температуру замерзания — 35…- 60 0 С, и небольшой коэффициент расширения, 1,5…3,5%.
Состав охлаждающей жидкости
Незамерзающие жидкости пытались создать ещё в начале XIX в., растворяя в воде метиловый или этиловый спирт. Раствор закипал при 82°С, его испарения были пожароопасны, в открытых системах охлаждения он не нашёл применения.
Смесью 60-70% глицерина с водой пользовались практически до конца Второй мировой войны. Замерзала при -32 0 С, но при температурах ниже 0 0 С загустевала, вызывая поломку водяных насосов, обрыв ремней и другие проблемы.
Составы на основе хлористого кальция, замерзавшие при -20 0 С, требовали постоянного контроля плотности ареометром, иначе, при выкипании воды, соли выпадали в осадок и забивали радиаторы.
Все подобные ОЖ во второй половине XX в. вытеснены антифризами на основе этиленгликоля.
Справка: 60% производимого в мире этиленгликоля расходуется на выпуск автомобильных антифризов и тормозных жидкостей.
Этиленгликоль — прозрачная, слегка маслянистая жидкость, не имеющая запаха. Очень токсичен. Попадание в организм дозы в 100 мл может привести к летальному исходу. Сладок на вкус, поэтому, для предупреждения пищевых отравлений, многие производители добавляют в антифризы горькие вещества.
В составе антифризов этиленгликоль, от 35 до 50 % воды и присадки.
Пакет присадок содержит:
- ингибиторы коррозии;
- вещества, устраняющие кавитацию потока жидкости и подавляющие пену;
- красители, чтобы легче определять уровень жидкости в расширительном бачке или таре.
Чем отличается Тосол
Тосол — автомобильная ОЖ на базе этиленгликоля. Разработан в СССР, в одном из московских НИИ. Своё имя получил по названию Отдела технологии органического синтеза (ТОС) с добавлением окончания «-ол», по аналогии с «автол», «солидол», «литол».
До конца 90-х гг. выпускался под названиями «Тосол-А» и «Тосол-АМ», с маркировкой ОЖ-40 и ОЖ-65, в настоящее время — «Тосол-40» и «Тосол-65». Цифры указывают температуру замерзания.
Свойства и характеристики ОЖ
Температура замерзания ОЖ зависит от соотношения этиленгликоля и воды. Чистый этиленгликоль «замерзает» уже при -12,3°С. Максимально низкой температуры замерзания, -75°С, можно добиться, смешав 75% этиленгликоля и 25% воды. Самые распространённые ОЖ на 35…50% состоят из воды. Смесь, содержащая 35% воды, начинает кристаллизоваться при — 65 0 С, а 50% — при — 40 0 С.
Свойства ОЖ зависят от качества и чистоты сырья. Лучшие антифризы изготовлены из химически чистого (99,9) этиленгликоля, с присадками без посторонних примесей. Зачастую, недобросовестные изготовители применяют дешёвый суррогат диэтиленгликоль, продукт очистки основного сырья.
Дешёвый антифриз невозможно изготовить из дорогих компонентов. Приобретя «по случаю» очень недорогую канистру яркой жидкости, будьте уверены — продукт в ней химически нестабилен, через некоторое время утратит или поменяет цвет, из него начнут выпадать осадки. Придётся заплатить дважды — за промывку системы и за замену ОЖ.
Единый стандарт для антифризов отсутствует. В каждой стране действуют свои нормативные документы, например:
- В США — ASTM D 3306;
- В Великобритании — BS 6580;
- Во Франции — AFNOR NF R15-601, и т.д.
В России действует ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие». Согласно этому документу, не меняющемуся более 30 лет, ОЖ характеризуются следующими основными свойствами:
- Температура замерзания (начало кристаллизации). В ГОСТе указаны ОЖ-40 и ОЖ-65 с соответствующей температурой замерзания. Этот показатель у антифризов иностранного производства может быть другим.
- Температура кипения. При обычном атмосферном давлении 110-135°С. В закрытой системе охлаждения давление повышается в 1,5-3 раза, соответственно изменяется и точка кипения жидкостей.
- Вспениваемость. При циркуляции ОЖ в исправной системе, пена не образуется. Эта характеристика была важна при тогдашней технологии заливки на конвейере ВАЗа.
- Антикоррозийные свойства. ГОСТ 1989 года написан для ОЖ, присадки которых содержали фосфаты, бораты, амины и нитриты. Такие ОЖ применялись, в основном, в 60-90-х годах прошлого века. Современные требования допускают применение традиционных ОЖ только в старых моделях, и то, если в качестве ингибиторов используются силикатные соединения.
- Воздействие на резиновые элементы. ОЖ должна предохранять резину от растрескивания и расслоения. Неумолимый технический прогресс давно привёл к замене резиновых шлангов изделиями из синтетических каучуков и полимерных материалов.
Приходится признать, что соответствие ГОСТу не является свидетельством качества или возможности использования ОЖ.
Главным критерием можно считать разрешение производителя автомобиля на применение данной ОЖ для конкретной модели, указанное в паспорте или в документе по эксплуатации и ремонту.
Виды и классификация
Общей международной классификации антифризов нет. За основной ориентир принят документ, разработанный концерном VOLKSWAGEN AG. Согласно ему ОЖ разделены на классы G11, G12, G13:
- G11. Традиционные ОЖ на основе этиленгликоля и силикатных ингибиторов коррозии. Создают на поверхностях защитный слой, снижающий теплопроводность, абразивный при осыпании. Замена ОЖ класса G11 производится раз в два года.
- G12. Антифризы с присадками на основе карбоновых кислот. Срок службы до 5 лет. Международное обозначение Carboxilate coolants или OAT (Organic Acid Technology).
- G12+. Гибридные антифризы, содержащие карбоксилаты и силикатные соединения. Несколько дешевле, срок службы 3-5 лет. Обозначаются HOAT(Hybrid Organic Acid Technology) либо Hybrid.
- G12++. Последнее поколение этиленгликолевых антифризов, с добавлением глицерина и присадками из органических ингибиторов в сочетании с соединениями кремния. Обеспечивают высокую защиту алюминиевых сплавов. Используются VW с 2008 г. Международное обозначение Low hybrid или SOAT (Silicon enhanced Organic Acid Technology).
- G13. Современный антифриз на основе пропиленгликоля. Не ядовит и экологически безвреден. Содержит пакет органических ингибиторов коррозии.
Цвет антифриза
Любой производитель ОЖ, если он не поставщик компании «Фольксвагена», волен окрашивать свою продукцию в любой цвет.
Если руководствоваться ГОСТом, «Тосол» может быть только двух цветов, синего и красного.
По нормативам «Фольксвагена», антифризы каждого класса должны окрашиваться в цвета:
- G11 – синий или зеленый;
- G12 – красный, оранжевый, сиреневый;
- G13 – фиолетовый или розовый.
При покупке ОЖ не следует выбирать её по цвету, он может не соответствовать классу. Нужно следовать рекомендациям производителя авто, или записям в сервисной книжке.
Как разбавлять концентрат
На рынке распространены концентраты ОЖ, содержащие:
- Этиленгликоля 90%;
- Воды 3-5%;
- 5-7% присадок.
Разбавлять концентрат только дистиллированной водой.
Совет. Дистиллированную воду «на разлив» лучше приобрести в аптеке.
Пропорции разбавления указаны на упаковке концентрата. Измерив ареометром плотность полученного раствора при 20°С, его концентрацию проверим по таблице:
Плотность, г/см3 | Концентрация, % |
1,050 | 30 |
1,058 | 35 |
1,067 | 40 |
1,074 | 45 |
1,082 | 50 |
1,090 | 55 |
1,098 | 60 |
Величина 1,065 г/см3 указывает на температуру замерзания около -30°С. Значение 1,075-1,080 г/см3 – около -40…-45°С.