Что такое Карбоксилатный антифриз

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

Свойства и применение карбоксилатного антифриза

Карбоксилатный антифриз – современный высокотехнологичный продукт на основе моноэтиленгликоля с комплексом модифицирующих органических присадок. Охлаждающая жидкость способна эффективно защитить рабочие узлы и детали двигателя от перегрева и химической коррозии.

Общие сведения

Антифризы – незамерзающие субстанции для системы охлаждения автомобиля. В состав жидкостей входит дистиллированная вода, присадки и химические разновидности гликолевых соединений (этиленгликоль, пропандиол и др).

Эксплуатационные свойства спиртосодержащих растворов зависят от технических характеристик и химической структуры модифицирующих присадок. Насколько технологически верно будет подобран состав компонентов смеси, настолько эффективней и долговечней будет морозостойкая композиция.

В последнее время особой популярностью пользуются антифризы с добавками, приготовленными на основе карбоновых (карбоксилатных) кислот. Карбоксилаты способны создавать защитную прочную пленку на внутренних поверхностях системы охлаждения двигателя, и таким образом оберегать ее от химической коррозии.

Свойства карбоновых незамерзающих жидкостей

Карбоксилатный антифриз (G12) представляет собой прозрачную красную или розовую жидкость. G12 – это обозначение охлаждающих смесей, пришедших на смену G11. Антифризы G11 изготавливались с использованием силикатных присадок, которые предназначались для медных и латунных радиаторов.

Современные двигатели и навесное оборудование системы охлаждения производят из легких алюминиевых сплавов. Для этого типа агрегатов и была разработана ОЖ со специальными присадками.

Принципиальное ее отличие от традиционных жидкостей состоит в уникальном наборе модифицирующих добавок. Основу их структуры составляют соли карбоновых кислот. Эти реагенты являются хорошими замедлителями коррозионных процессов.

В случае появления признаков разрушения внутренней поверхности системы охлаждения, они точечно воздействуют на пораженный участок, покрывая защитной пленкой место химического воздействия.

За счет принципа локального вмешательства сокращается расход активных реагентов, что значительно повышает срок службы используемого раствора. При этом отмечается высокая структурная стабильность состава даже при работе в сложных температурных условиях (110–135°C).

  • Отсутствие активных примесей, способствующих жестким отложениям: боратов, аминов, нитритов, силикатов и др.
  • Низкий температурный порог замерзания.
  • Высокие значения теплоемкости и теплопроводности.
  • Низкая вязкость раствора, особенно в зимний период эксплуатации.
  • Не пенится (снижается вероятность образования паровых пробок).
  • Срок эксплуатации – 250000 км пробега.
  • На 15% увеличивает срок службы водяного насоса.
  • Совместимость с материалами комплектующих (моторный отсек): шланги, уплотнители и др.

Рекомендации по применению охлаждающих жидкостей

Эксплуатационные требования, предъявляемые к карбоновым антифризам:

Для разных моделей автомобилей предназначены разные по своей структуре жидкости. Заливать в двигатель антифриз непредусмотренный заводом изготовителем категорически запрещается.

Не рекомендуется совмещать в системе охлаждения композиты разных марок, даже с одинаковыми базовыми компонентами. Поскольку, химический состав модификаторов одного раствора может быть не совместим с составляющими другого.

У каждой смеси существует свой срок эксплуатации. Превышение этой границы влечет за собой ухудшение рабочих характеристик жидкости. Первыми признаками таких отклонений являются: постепенная смена первоначального цвета жидкости и появление на дне расширительного бачка нерастворимого осадка. В этом случае рекомендуется полная замена антифриза.

Морозостойкие спиртосодержащие составы, в отличие от воды, имеют высокую подвижность. Это нужно учитывать при смене охлаждающих жидкостей. Перед заливкой реагента требуется внимательно проверить герметичность всех соединений в системе.

Следует регулярно контролировать уровень антифриза в двигателе и своевременно доливать дистиллированную воду. Температурный предел замерзания жидкости может повышаться даже при избыточном объеме карбоновой кислоты.

Совместимость с другими антифризами

Карбоксилатные антифризы (G12) можно совмещать только с охладителями из этого же химического ряда, это:

  • G12+. Гибридная технология, с введением в состав базовых жидкостей некоторой доли силикатных добавок.
  • G12++ – тоже, что и предыдущий класс, только с присадками на минеральной основе.
  • G13 – новая ОЖ, основу которой составляет пропиленгликоль.

Производители охлаждающих жидкостей

Лукойл G12 (Россия) – антифриз качественно защищает двигатель от химической коррозии, перегрева, размораживания; нейтрален к полимерам и резиновым уплотнителям.

Felix Carbox G12 – жидкость российского производства, подходит для всех типов автомобилей.

SINTEC LUX G12 (Россия) – ОЖ для современных алюминиевых двигателей, работающих в сложных температурных условиях.

Технологии производства антифриза : IAT, OAT, HOAT, Lobrid

Все антифризы состоят из гликоля, воды и пакета присадок.

Многие ошибочно полагают, что цвет антифриза сигнализирует о его рабочих качествах. Это не так. Производители добавляют краситель для того, чтобы отличить антифриз от других технических жидкостей в случае протечек, и цвет выбирают исходя из региональных традиций, сложившихся на рынке.

Главное отличие антифризов кроется в технологии присадок. Присадки – это специальные добавки, которые защищают от коррозии, кавитации и накипи. Водно-гликолевая основа антифриза провоцирует коррозию и ржавление металлических компонентов системы охлаждения, а присадки нейтрализуют вредное воздействие рабочей жидкости. Несмотря на то, что в процентном соотношении присадки занимают всего лишь 2–5 %, именно состав присадок и полнота композиции определяют конечные эксплуатационные свойства, срок службы и, соответственно, стоимость продукта.

Существует две основные технологии производства антифриза: неорганические и органические. Чем они отличаются и какая технология лучше?

IAT: НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Такие присадки еще называют традиционными (Conventional) или минеральными. Неорганические присадки – это соли неорганических кислот: нитриты, нитраты, силикаты, фосфаты, молибдаты, амины, бораты. Они покрывают всю систему охлаждения защитной пленкой, разделяя коррозионно активную жидкость и металл.

Из-за этой пленки ухудшается теплоотдача, то есть рабочая жидкость хуже принимает тепло в зонах нагрева и хуже отдает тепло в радиаторе. А самый главный недостаток такой технологии заключается в том, что защитный слой выстилает всю систему, поэтому присадки быстро истощаются. И уже через 1–2 года использования нужно менять антифриз.

Есть и другие минусы: со временем защитный слой распадается на абразивные частицы и выпадает в осадок, который бьется о стенки, а также увеличивает вязкость и затрудняет циркуляцию жидкости.

Однако у традиционных присадок есть свои преимущества: силикаты лучше остальных ингибиторов коррозии защищают алюминий, только нитриты и молибдаты гарантированно защищают от кавитации крыльчатку помпы и мокрую гильзу в тяжело нагруженных двигателях.

Защита стали и алюминия
от коррозии

Защита от кавитации

Осадок в жесткой воде

Лучшая защита алюминия
от коррозии

Быстро создают защитный
слой

Лучшая защита от кавитации

Защита от коррозии

Защита черных металлов

Защита от кавитации

Защита стали и алюминия от коррозии

oat: органическАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Органические присадки — это в основном карбоновые кислоты и их соли, а также другие органические компоненты: себациновая кислота, 2-этилгексановая кислота, бензойная кислота, азелаиновая кислота, толилтриазол, меркаптобензотиазол (азольные ингибиторы добавляют для защиты цветных металлов от коррозии) и др. Это «умные» присадки: как только в системе появляются очаги коррозии, присадки образуют локальный защитный слой и сдерживают дальнейшее разрушение.

Карбоксилатные присадки точечно покрывают защитным слоем только очаги коррозии, а остальные металлические поверхности эффективно отдают тепло. Как следствие: снижается тепловая нагрузка на двигатель. Кроме того, органические присадки не образуют осадка. Но главное достоинство органической технологии антифриза в том, что она позволяет сэкономить расход активных компонентов и увеличить срок службы антифриза до 5–8 лет. FINAL CHARGE Global гарантированно прослужит 8 лет или 1 600 000 км.

Однако нельзя сказать, что эта технология совершенна. Карбоксилатные присадки хуже справляются с кавитацией (особенно в тяжело нагруженных дизельных двигателях) и иногда негативно воздействуют на припой. 2-этилгексановая кислота в чистом виде может разрушать некоторые прокладки и эластомеры в системе охлаждения.

Нейтрализованные
карбоновые кислоты
(себациновая,
2-этилгексановая,
бензойная и др.)

Обладают всеми свойствами
минеральных присадок

Отлично защищают сталь, чугун,
алюминий

Медленно образуют
защитный слой

Хуже защищают от кавитации

Агрессивны к некоторым
видам силикона и припою

hoat: ГибриднАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Соотношение минеральных (IAT)
и органических (OAT)
компонентов в гибридных
антифризах варьируется

Так как у минеральных и карбоксилатных присадок есть свои плюсы и минусы, эти технологии решили комбинировать. В результате возникла гибридная технология антифризов (HOAT — Hybrid Organic Acid Technology). В составе гибридных антифризов как неорганические соли, так и соли карбоновых кислот, однако соотношение этих компонентов может очень сильно варьироваться.

Некоторые производители в надежде накрутить ценник называют гибридными даже традиционные охлаждающие жидкости (широко известные в народе как ТОСОЛы), если в их составе есть бензойная кислота или ее соли (бензоат натрия). Поэтому гибрид гибриду — рознь.

лобриднАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В лобридных антифризах
ограничено кол-во
минеральных присадок

Сейчас топовыми антифризами считаются гибридные антифризы второго поколения, их еще называют лобридными (lobrid от low hybrid). Что это такое: для улучшения эксплуатационных свойств в карбоксилатный антифриз добавляют немного неорганических компонентов (не больше 10 % от общего количества присадок). Это делается по разным причинам: для профилактики коррозии алюминия и алюминиевых сплавов при высоких температурах, чтобы лучше защитить систему от кавитации, а также для защиты эластомерных уплотнителей.

Читайте также  Где производят моторное масло Motul

В зависимости от того, какие минеральные компоненты добавляют (силикаты, нитриты, фосфаты), эти антифризы обозначаются соответственно SiOAT, NOAT, POAT, PSiOAT.

Выбор дополнительного минерального компонента зависит от страны-производителя. Так, например, силикаты широко распространены в Европе и России, но в Азии практически не используются. Это связано с тем, что отработанные силикатные присадки образуют гели и твердые частицы, которые истирают уплотнитель водяного насоса. В Азии минеральные присадки №1 — это фосфаты, но их редко используют в Европе. Вода в Японии и Корее мягче, чем в других регионах. При контакте фосфатов с жесткой, высоко минерализованной водой система охлаждения быстро зарастает накипью (как следствие, затрудняется ток жидкости, возможно заклинивание термостата, возникают проблемы с теплообменом). На североамериканском рынке в основном распространены присадки с добавлением нитритов.

СКОРО В РОССИИ

В 2019 году PEAK выпустила линейку
лобридных антифризов PEAK OET
для европейских, азиатских и
американских автомобилей

Срок службы лобридных антифризов зависит от формулы присадок и может варьироваться от 5 до 8 лет. Например, карбоксилатная охлаждающая жидкость с добавлением нитритов FINAL CHARGE® NOAT гарантированно прослужит 8 лет или 1 200 000 км.

У некоторых современных лобридных антифризов имеется еще одна особенность — их базовым компонентом является не привычный этиленгликоль, а его аналог — пропиленгликоль (например, антифризы VAG G13). Также можно встретить антифризы, в которых какой-то процент этиленгликоля заменяется глицерином. Эта тенденция идет из Европы, где особенное внимание уделяется «зеленым» технологиям и способам утилизации антифризов. Пропиленгликоль и глицерин меньше загрязняют окружающую среду, быстрее разлагаются, но проигрывают этиленгликолю в теплопроводности и морозостойкости.

Барон Мюнгхаузен говорил: «Серьезное лицо — еще не признак ума». Так и наличие пропиленгликоля или глицерина в составе — не обязательный признак лобридного антифриза. На Западе давно применяются традиционные антифризы на пропиленгликолекой основе в зонах с повышенными экологическими требованиями (национальные парки, заповедники). Традиционные пропиленгликолевые антифризы в России не очень распространены, зато достаточно незаконных метанольно-глицериновых смесей, которые продаются не только у обочины, но и в автомагазинах.

Какая технология антифриза
лучшЕ?

Автопром не стоит на месте. Меняется не только дизайн автомобилей, но и конструкция двигателей: чугун и латунь заменяют облегченными алюминевыми сплавами; мощность дизельных двигателей возрастает за счет использования турбокомпрессоров и непосредственного вспрыска топлива. Добавляются экологические технологии: EGR, DPF, SCR. В итоге современные двигатели становятся более теплонагруженными.

Это обязывает производителей охлаждающих жидкостей постоянно искать новые рецептуры и технологические формулы. На смену традиционным охлаждающим жидкостям с минеральными присадками пришли гибриды и карбоксилатные антифризы, главное преимущество которых в увеличенном сроке службы. Последние 5 лет все популярнее становятся лобридные антифризы, в которых сочетаются преимущества обеих технологий.

Выбирая антифриз, следует учитывать страну-производителя. В Европе предпочтение отдают силикатам, в Америке распространены нитриты, в Азии — фосфаты. Производители могут выпускать несколько вариантов одного антифриза для соответствия разным регионам эксплуатации, поэтому при покупке стоит быть внимательным и ориентироваться на допуски OEM.

В России автовладельцы постепенно приходят к пониманию того, что охлаждающие жидкости нужно выбирать по допускам, как и моторные масла. Но, к сожалению, ситуация, когда продавец или даже автомеханик советует заливать красный или самый дорогой и современный «G113++», все еще является обыденной.

Помните: производители автомобилей не просто так выпускают сервисные книжки с рекомендациями и выдают одобрения и допуски на охлаждающие жидкости. Не стоит слишком увлекаться «современностью» — да, антифризы с карбоксилатными присадками хорошие, у них высокий срок службы, но они разработаны для новых автомобилей и могут не сочетаться с «Ласточкой» 1976 года выпуска, для которой был придуман ТОСОЛ.

Поэтому ответ на вопрос о лучшей технологии простой: лучший антифриз тот, который подходит вашему автомобилю.

Карбоксилатные антикоррозионные присадки и опыт их изготовления в России

Если вы хотите, чтобы система отопления или охлаждения прослужила максимально долго, нужно заранее позаботиться и о соблюдении правил эксплуатации климатического оборудования, и о правильности выбора теплоносителя. Идеальный вариант, чтобы он соответствовал рекомендациям, указанным производителем инженерного оборудования в техническом паспорте. Качественный и проверенный антифриз способен надежно защитить систему от коррозии, образования накипи, размораживания и прочих неприятностей. Если речь идет о гликолевом теплоносители, все вышеперечисленное возможно лишь при условии использования качественных и проверенных ингибиторов коррозии. Сегодня на рынке можно найти большое количество антикоррозионных присадок, но по сочетанию цены, надежности и характеристик идеальным вариантом считаются карбоксилатные.

3.1.Что такое карбоксилатный антифриз?

Это рабочая жидкость, в которую добавлены ингибиторы коррозии на основе солей карбоновых кислот. Такие теплоносители зачастую называют органическими. Среди зарубежных производителей часто применяется аббревиатура OAT или Organic Acid Technology (технология органических кислот). Именно такие составы обладают лучшими теплофизическими характеристиками и максимально продолжительным сроком эксплуатации.

Разработка карбоксилатных присадок – это плод многолетних научных исследований, тысяч экспериментов и практических испытаний, требующих внушительных финансовых и интеллектуальных вложений. Именно по этой причине качественные добавки на основе карбоновых кислот изготавливают лишь научные центры ведущих мировых компаний. О самых известных производителях в мире мы поговорим чуть позже, а пока отметим, что все пакеты присадок имеют секретную формулу и являются предметом интеллектуальной собственности, охраняемым по закону. Приобрести присадки можно лишь у производителя. Затем на их основе можно изготавливать собственные антифризы под собственными наименованиями, как и поступают некоторые отечественные производители.

3.2.Чем поддельные антифризы отличаются от фирменных?

Прежде всего давайте разберемся, что можно относить к поддельным ОАТ антифризам, которые не имеют ничего общего с фирменными составами от производителя. Первая группа таких подделок – это соединения, в которых вместо карбоксилатов содержится что-то другое. Такие теплоносители часто встречаются на отечественном рынке, а производители полагают, что конечный потребитель просто не отличит разницу. В качестве примеров можно привести антифризы, в которых вместо органических солей добавлены неорганические – фосфаты, бораты, амины, нитриты, силикаты и именно другое. Эти компоненты встречаются как в традиционных антифризах, производимых по старым неорганическим технологиям, так и в ряде более современных гибридных и лобридных продуктах. Но если вам пытаются продать более дешевый теплоноситель с фосфатными присадками по цене фирменных карбоксилатов – это уже обман и подделка.

Вторая группа подделок – это карбоксилатные присадки, в которых нарушена пропорция компонентов. В результате не наблюдается нужный синергетический эффект, а добавки не могут защитить систему от коррозии. Фактически это те же тосолы, которые не имеют ничего общего с фирменным продуктом. Такие подделки также широко встречаются, ведь перечень часто используемых карбоксилатных соединений можно найти в любом химическом справочнике, вот только пропорцию и некоторые дополнительные добавки производители держат в секрете.

3.3.Опасность от использования некачественных органических присадок

Главный фактор риска, касающийся гликолевых теплоносителей – это повышенная коррозия металлов в теплообменной среде. У фирменных составов коррозионная активность настолько эффективно подавляется, что ее проявлений можно не заметить на протяжении рекомендуемого периода эксплуатации. Теплоносители с фирменными неорганическими присадками сохраняют необходимый эффект не более 2-3 лет, а подделки – не более года. Несмотря на то, что коррозия внутри теплообменного оборудования внешне не заметна, она может проявляться существенными проблемами. Вот лишь некоторые из них:

  • Низкий теплообмен через поверхности, которые покрываются слоем продуктов ржавчины. На практике это чревато увеличенными энергозатратами на поддержание работы системы в штатном режиме.
  • Продукты коррозии при попадании в теплоноситель вызывают разрушение уплотнений и, как следствие, протечки.
  • Частицы ржавчины засоряют теплообменник, холодильник или контур отопительного котла, что нарушает нормальную циркуляцию теплоносителя. В контуре климатических систем возникают застойные зоны, перегрев, сбои в работе узлов оборудования, что рано или поздно может привести к перегоранию котла.
  • В зонах перегрева может наблюдаться термическое разложение раствора гликоля, что чревато неприятным запахом и образованием гликолевых кислот, которые только увеличивают интенсивность коррозионных процессов.

Если вы хотите избежать печальных последствий, то вот список самых известных в мире производителей карбоксилатов. Их продукция проверена многократными испытаниями и не вызывает сомнений в качестве.

  • Arteco под брендом Zitrec;
  • DOW Chemical под брендами Dowtherm и Ucartherm;
  • BASF под брендом Glythermin;
  • Clariant под брендом Antifrogen.

Что же касается отечественного опыта, то многие российские компании закупают оригинальные пакеты присадок у разработчиков и используют их при разработке собственных продуктов. Такой вариант применяет и компания «ТЕХНОФОРМ», ведь применение фирменных присадок от Arteco позволяет создавать качественные и эффективные составы, способные сохранять антикоррозионный эффект на протяжении долгих лет.

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Большинство людей уделяют огромное внимание выбору моторного масла для двигателя, но при этом совершенно забывают про антифриз. Хотя правильная работа двигателя очень сильно зависит от этой охлаждающей жидкости.

Читайте также  Сколько литров тосола в системе Ваз 2106

Как выбрать правильный антифриз, гибридный, карбоксилатный и лобридный антифризы, обозначение и свойства, кавитация или кавитационная эрозия.

В настоящее время главный тренд современного автомобилестроения: увеличение мощности двигателя при уменьшении его объема и массы. Применение турбонаддува только увеличивает важность системы охлаждения. Уже не редки случаи, когда сама турбина расположена в развале блока цилиндров двигателя, нагревая все подкапотное пространство.

Автопроизводители всеми силами стараются убрать лишний вес под капотом автомобиля для лучшей развесовки и управляемости. Давно ушли в прошлое чугунные блоки двигателей, уступив место легкому алюминию. Внедряются магниевые сплавы. Например, на шестицилиндровых двигателях BMW серий N52 и N53 из магниевого сплава выполнена внешняя часть блока, «рубашка» системы охлаждения. Это позволило уменьшить вес на 10 кг по сравнению с цельноалюминиевой конструкцией.

Также магниевые сплавы используют для блок-картеров двигателей у мотоциклов. Известно, что данные двигатели были склоны к перегреву. Да еще и магний плохо воспринимал высокую температуру. Поэтому владельцы на своем опыте быстро убедились, как важно соблюдать сроки по замене антифриза.

С помощью системы охлаждения от двигателя отводится до 30% тепла, и применение дешевого и некачественного антифриза сильно уменьшает эту долю. Это может стать причиной коррозии на внешней стороне гильзы двигателя. А как известно, коррозия сильно уменьшает теплопроводность, примерно в 55 раз, что может вызвать локальный перегрев. Помимо загрязнения охлаждающих каналов ржавчиной, некачественный антифриз сам может выпасть в осадок.

Локальный перегрев может привести к повышенному расходу масла. От высокой температуры маслосъемные кольца достаточно быстро закоксовываются, и в худшем случае это может привести к задирам на зеркале цилиндра.

Особенности выбора правильного антифриза для вашего автомобиля.

Для того, чтобы избежать таких ситуаций, важно правильно выбрать тип антифриза. В советское время был доступен только один тип охлаждающей жидкости под маркой Тосол. В наше время выбор охлаждающей жидкости довольно обширен. Из-за того, что разными национальными регулирующими органами утверждено множество различных спецификаций, выбрать правильный антифриз довольно сложно.

Не облегчают задачу и сами автопроизводители. Большинство из них в технической литературе указывают только артикул фирменного OEM антифриза, без указания типа. Как известно, автопроизводители самостоятельно не занимаются производством антифриза, предпочитая заказывать продукцию у известных брендов. На примере продукции одного из лидеров рынка, немецкой компании Liqui Moly, мы разберем, в чем отличие у различных типов антифриза.

Для начала необходимо полностью забыть, что разные типы антифриза можно легко отличить по цвету. Поскольку ни вода, ни гликоль, ни пакет присадок не имеют цвета. Производители добавляют краситель на свое усмотрение для обозначения технической жидкости.

Гибридный антифриз, обозначение и свойства.

В технической литературе гибридный антифриз обозначают:

— HOAT (Hybrid Organic Acid Technology).
— Hybrid Technology.
— NF (Nitrite Free).
— G11 (по спецификации VW TL 774-C).

К данному типу относится антифриз Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 11. Он является антифризом первого поколения, где функции антикоррозионной защиты возложены на органические кислоты.

В европейских гибридных антифризах вместе с карбоксилатами используют силикаты. Такой тип антифризов наиболее распространенный и применяется на первых заправках автомобилей BMW, Mercedes (до 2014 года), Chrysler, Toyota, Лада. Срок их эксплуатации в каждом случае устанавливает производитель автомобиля. У антифриза Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 11 срок службы увеличен до 3 лет, по сравнению с неорганическими антифризами.

Карбоксилатный (органический) антифриз, обозначение и свойства.

В иностранной литературе обозначается как:

— Carboxylate coolants.
— OAT (organic acid technology).
— SNF (silicate nitrite free).
— G12+ (спецификации Фольксвагена).

Его ингибиторы не образуют защитного слоя по всей поверхности системы. Они адсорбируются лишь в очагах возникновения коррозии. К данному типу относится антифриз Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 12+ с комплексным пакетом ингибиторов ОАТ. Он содержит добавки аминов, нитритов, фосфатов, боратов, а также силикатов. Применяется для систем охлаждения двигателей марок: Chevrolet, Ford, Renault, Nissan, Suzuki.

Данный стандарт появился в 2006 году, и он совместим с антифризами предыдущего поколения. Срок службы увеличен до 5 лет, но если смешивать с антифризом стандарта G11 и аналогами, то срок службы сократится до 3 лет. Нередко об этом забывают сказать механики на СТО, доливая антифриз в систему при замене помпы двигателя. Как результат, через 2-3 года антифриз теряет свои свойства, и в системе может образоваться коррозия. А на стенках гильз и на крыльчатке помпы кавитационная эрозия.

Лобридный антифриз, обозначение и свойства.

В данных антифризах органическая основа дополнена небольшим количеством минеральных ингибиторов. Общепринятое обозначение еще не установлено, поэтому европейские разработчики называют их lobrid coolants или Si-OAT (силикатно-карбоксилатные). Американские — N ОАТ (нитритно-карбоксилатные). Японские и корейские разработчики — Р ОАТ (фосфатно-карбоксилатные).

К данному типу относится антифриз Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 12++, гибридный антифриз нового поколения с содержанием силикатов. Одним из преимуществ является повышенная температура кипения. Все присадки сохраняют свои свойства при высокой температуре, что позволяет применять его на современных теплонагруженных двигателях.

Например, Volkswagen использует данный тип для заливки на конвейере с 2008 года, a Mercedes с 2014 года. Допускается использование в азиатских автомобилях при обязательном условии полной замены с промывкой системы, иначе может образоваться осадок. Срок службы антифриза составляет 5 лет.

Лобридный антифриз с добавлением 20 % глицерина.

Самое современное поколение антифриза G13 появилось на свет в 2012 году и обязано в первую очередь заботе об экологии. При химически схожем с G12++ пакете присадок, часть ядовитого этиленгликоля заменили безопасным глицерином. Это позволило снизить вред от случайных утечек и упростить переработку. Используемые ингибиторы пока не имеют общепринятого наименования и называются «SOAT coolants» либо «Lobrid coolants».

К данному типу относится антифриз Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 13. Этот продукт создан для новейших поколений автомобилей концернов VAG и Mercedes. Благодаря силикатам, содержащимся в составе этого антифриза, на поверхности металлических деталей системы охлаждения образуется сверхтонкая антикоррозионная защитная пленка. Отличительной чертой антифризов G13 является неограниченный срок эксплуатации, если он заливается в новый автомобиль.

Другие типы антифризов.

Особое внимание на правильный антифриз стоит уделить владельцам автомобилей производства концерна PSA Groupe (Peugeot Citroen), где требуется своя спецификация PSA B71 5110. Для таких автомобилей подойдет антифриз Kuhlerfrostschutz KFS 33. Лобридный антифриз, содержащий в себе комбинацию из органического карбоксилатного пакета присадок и небольшой доли неорганических минеральных ингибиторов.

Содержание молибдатов — 1 000 мг/кг. Они применяются для гашения кавитации помпы, в соответствии с требованиями PSA. Данный антифриз можно смешивать только с антифризами G33 и его аналогами. Автопроизводитель рекомендует менять антифриз раз в 6 лет (или 120 000 км).

Состав антифризов разных типов.

Все представленные антифризы состоят из смеси гликоля, специального пакета антикоррозионных присадок и воды. В антифризе Kuhlerfrostschutz KFS 13 часть этиленгликоля заменена на глицерин, с целью снижения экологической опасности в случае утечки и при утилизации. Все это является стандартом для качественной работы двигателя. Опасен не только старый антифриз, но и некачественный. Он может привести к неправильной работе, локальному перегреву и повышенному износу двигателя.

Некоторые производители пытаются сэкономить на основе и вместо дорогого гликоля применяют дешевый метиловый спирт. Естественно это сказывается на износе двигателя и повышенной нагрузке на моторное масло, и в итоге поверхности системы охлаждения могут повреждаться кавитацией.

Кавитация или кавитационная эрозия.

Кавитационная эрозия — это физическое явление кавитации, образование и схлопывание пузырьков пара в жидкости, находящейся в состоянии, близком к кипению. Мы все можем увидеть кавитацию в момент закипания воды. Когда пузырьки длительное время схлопываются вблизи металлической поверхности, то из нее высекаются микрочастицы металла, и поверхность покрывается язвами (ямками).

Обычно кавитационная эрозия начинается с небольших ямок. Затем эти ямки разрастаются, углубляются, а при длительной кавитации стенка цилиндра пробивается насквозь. Кавитация гильз является одной из главных проблем, влияющих на срок службы двигателя. При поперечных колебаниях гильзы, вызванных движением поршня, в окружающей жидкости возникают волны разрежения и сжатия.

Нагретая жидкость постоянно вскипает и прекращает кипеть при понижении и повышении давления. Это провоцирует кавитационную эрозию гильзы, и приводит к ее разрушению. Для двигателя разрушение гильз означает капитальный ремонт.

От кавитации также страдает крыльчатка помпы. Здесь кавитация (образование и схлопывание пузырьков) возникает на концах лопастей крыльчатки за счет уменьшения давления при повышении скорости. Эти пузырьки «съедают» края лопастей, а в предельном случае крыльчатку целиком. Приходится заменять помпу.

Лучшие современные антифризы имеют в своем составе компоненты (пакеты присадок), способные уменьшить разрушительное влияние кавитации в десятки раз и продлить срок службы двигателя и помпы, но важно не забывать про сроки замены антифриза. Иначе пакет присадок перестанет выполнять свою функцию.

Читайте также  Сколько нужно масла в двигатель уаз 469

Антифриз: различие, цвета и составы

Какими бывают антифризы по цвету, составу, качеству? Чем они отличаются друг от друга и от тосола? Как сориентироваться в разнообразии видов, и какой антифриз все-таки лучше заливать в двигатель автомобиля?

Итак, давайте разбираться по порядку.

Антифриз – это жидкость, служащая для охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Производители придают ей особые свойства, чтобы она не вскипала при высоких температурах, но и не замерзала на морозе. Для этого ее изготавливают из спирта и дистиллированной воды. Кроме того, в антифризы добавляют специальные присадки – ингибиторы коррозии, за счет чего повышается срок службы мотора и период эксплуатации самого антифриза.

Виды антифриза

Сегодня все антифризы можно условно поделить на 4 типа:

  1. Традиционные.
  2. Гибридные.
  3. Карбоксилатные.
  4. Лобридные.

Рассмотрим отдельно каждый из этих видов.

Традиционные антифризы

Традиционные антифризы содержат исключительно неорганические присадки. В их число входят силикаты, которые тонкой пленкой обволакивают двигатель изнутри и тем самым существенно снижают теплоотдачу.

Традиционные антифризы являются самыми дешевыми, но и срок их службы не превышает 2-х лет. Кроме того, уже при температуре 100–110 градусов они вскипают и начинают образовывать осадок.

Кстати, наш старый-добрый советский ТОСОЛ – это тоже традиционный антифриз . Сегодня этот вид антифриза практически не используется. В новые машины на заводе его не заливают, и лишь владельцы советских машин продолжают покупать его для своих «Волг», «Москвичей» и «Жигулей».

Антифриз гибридный G11 зеленый

По одним классификациям G11 – традиционный антифриз, по другим – гибридный (то есть тот, в котором используются как неорганические, так и органические присадки).

В принципе все зависит от производителя. Одни фирмы ставят маркировку G11 на гибридные жидкости, другие же бессовестно клеят этикетки «G11» на канистры с традиционной «охлаждайкой».

Как правило, G11 продается в зеленом цвете. Срок службы – 2–3 года. Не подходит для современных автомобилей.

Антифриз карбоксилатный G12 красный

G12 имеет ту же базу, что и G11. Но по сути G12 стал своеобразным эволюционным прорывом в производстве антифризов. Существенная разница достигается за счет применения карбоновой кислоты.

Усовершенствованные присадки в G12 выдерживают более высокие температуры и при этом не образуют термоизолирующей пленки в рубашке двигателя. Именно это и нужно современным высокооборотным автомобилям. Конечно, отсутствие защитной пленки делает мотор более уязвимым к коррозии и кавитационных прцессов, но химики-технологи нашли выход и из этой ситуации: антикоррозионные присадки оказывают «адресное» воздействие на очаги повреждения металла.

Карбоксилатные антифризы лучше защищают двигатель от коррозии и кавитации. Кроме того, срок их службы почти вдвое выше, чем у традиционных или гибридных антифризов. G12 нуждается в замене примерно раз в 5 лет.

G12 выпускается в красном цвете. Этот класс антифризов сегодня считается самым распространенным. Он подходит как для современных машин, так и для отечественных «старушек».

Антифриз лобридный фиолетовый: G12+, G12++ или G13

Деление антифризов по классам настолько условно, что в разных источниках лобриды маркируются по-разному. Одни утверждают, что G12+ – это уже лобрид. Другие пишут, что G12+ и G12++ – лишь улучшенные версии карбоксилатного антифриза G12, а G13 – это совершенно новый вид.

Здесь работает одно правило: чем выше класс, тем дольше срок службы охлаждающей жидкости. В составе лобридного антифриза G12+ органическая основа и немного минеральных присадок. Такая жидкость способна прослужить без замены до 10 лет.

G13 – антифриз на базе пропиленгликоля. Во всех предыдущих жидкостях в качестве спирта в основе использовался этиленгликоль. Такой антифриз более экологичен и долговечен. Его производители считают, что G13 вообще никогда не нуждается в замене. G13 рекомендован для спортивных машин и форсированных автомобилей.

Что касается цвета, то G12 выпускается в красных оттенках, G13 – в фиолетовых.

Антифриз и его свойства

Итак, какими свойствами должен обладать антифриз, чтобы его можно было смело заливать в двигатель автомобиля? Требуемые характеристики:
Низкая температура замерзания. Важно, чтобы автомобиль не испытывал проблем со стартом и движением даже при сильных морозах. Это достигается за счет добавления в антифриз спиртов (этиленгликоля или пропиленгликоля).

Высокая температура кипения. Кипящий антифриз – угроза для двигателя. Если жидкость вдруг вскипела, автомобиль как минимум встанет посреди дороги. Кроме того, кипение активизирует коррозию металлов внутри двигателя.

Низкая вспениваемость. Повышенная вспениваемость охлаждающей жидкости – это снижение теплоотдачи двигателя, риск образования воздушных пробок, а в результате – перегрев и даже поломка мотора.

Высокая кавитационная устойчивость. Кавитация (гидроудары и вибрации, возникающие в процессе сгорания топлива в цилиндрах) вызывает местное разрушение металла, усиливает образование осадка, ухудшает теплопроводность антифриза.

Низкая агрессивность по отношению к резиновым и пластиковым деталям. Резина и пластик склонны к высыханию, потере эластичности, растрескиванию. Охлаждающая жидкость должна защищать их от этого.

Способность защищать двигатель от коррозии. Смесь воды и спирта – катализатор коррозионных процессов на поверхности металлов и их сплавов. В чистом виде такая жидкость – смерть для мотора.

Чтобы антифриз выполнял все эти функции, он должен иметь очень сложный и сбалансированный состав, в котором с предельной точностью вымерено количество всех присадок. И качественные антифризы соответствуют этим требованиям, что, несомненно, радует.

Осталось только найти этот самый «качественный антифриз». На рынке сотни марок охлаждающей жидкости, и далеко не все они хорошего качества. Именно поэтому автопроизводители прямо в сопроводительной документации к машинам указывают, антифризами каких конкретных марок они рекомендуют пользоваться.

Антифриз – это не бензин: за период владения автомобилем вы замените его от силы 1–2 раза. Но не в меру сообразительный русский человек и тут пытается смухлевать, – залить в двигатель более дешевый антифриз неизвестного бренда. Поверьте: экономия от этого будет минимальной, а вот риск испортить движок некачественной охлаждающей жидкостью очевиден.

Антифризы, о которых вы даже не слышали

А может, и слышали, но не использовали на практике.

Итак, самый распространенный вид антифриза – моноэтиленгликолевый. В Европе уже можно купить более эффективный и «чистый» пропиленгликолевый антифриз. Также встречаются диэтиленгликолевые и триэтиленгликолевые антифризы. Однако в действительности видов охлаждающей жидкости куда больше. Среди них:

Солевые.

Солевой антифриз – это простой водный раствор соли или соляной кислоты. Температура замерзания таких растворов – соответственно минус 20 и минус 35 градусов. Однако такая смесь пагубно влияет на двигатель: она буквально разъедает металлы. Поэтому использовать солевые антифризы можно только кратковременно, в вынужденной ситуации, когда ехать нужно, а нормальной «охлаждайки» нет.

Спиртовые.

Спиртовые антифризы не замерзают даже в самые суровые морозы. Но такую горючую жидкость лучше не использовать в двигателе. Их применяют для пневматических тормозов и приготовления стеклоочистителей.

Глицериновые.

Глицериновые антифризы при отрицательных температурах становятся более вязкими, а при минус 40 градусах и вовсе перестают выполнять свои функции. В двигателе автомобиля такая жидкость не к месту, но в отопительных системах ее успешно применяют.

Специальные антифризы для систем отопления.

Те антифризы, которые мы используем в автомобилях, не подходят для систем отопления. Главная причина – их высокая токсичность. Охлаждающие жидкости для систем отопления изготавливают на базе глицерина или пропиленгликоля.

Антифризы и стандарты

Единого стандарта на антифризы и их обозначение нет. В каждой стране используется свой. Например, в США для этиленгликолевых жидкостей действует норма соответствия ASTM, а для пропиленгликолевых – SAE. Volksvagen ориентируется на допуски G11, G12, G12+. В Японии в обозначении указывается даже цвет антифриза. В нашей стране имеется ГОСТ, но разрабатывался он еще при СССР и теперь на него никто не смотрит.

Впрочем, каждый производитель вводит собственные стандарты на состав, цвет и обозначение антифриза, поэтому рядовому потребителю порой сложно сориентироваться в этом беспорядке.

Здесь вы можете более подробно узнать об отличиях G11, G12, G12+, G12++, G13 и G13+, о составе антифризов, их цвете и характеристиках, о том, как проверить качество антифриза при покупке. А также о том, что лучше: тосол или антифриз. И в каких случаях допустимо применять ту или иную охлаждающую жидкость, можно ли смешивать антифриз с тосолом или делать «коктейль» из разных марок антифриза.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: