Где на шине указан заводской номер

Где на шине указан заводской номер

1.2. Обозначение и маркировка автомобильных шин

Каждая шина имеет обозначение, характеризующее ее габаритные размеры и тип. Размеры и маркировка большинства их указывается на боковине покрышек и обозначаются сочетанием двух параметров: ширины профиля (например, 200 мм) и посадочного диаметра (508 мм). Размеры специальных шин обозначаются в виде сочетаний наружного диаметра, ширины профиля и посадочного диаметра. В обозначении радиальных шин после второго числа ставится буква «R», например «200-508R». На изделиях зарубежных фирм можно встретить обозначение в дюймах и смешанное. В первом случае оба числа условно обозначают размеры шин в дюймах, например «7,50-20»; «5,20-13». Во втором случае первое число указывает ширину профиля шины в миллиметрах, а второе — диаметр обода колеса в дюймах, например «260-20».

На каждой шине при изготовлении наносится маркировка:

товарный знак предприятия-изготовителя шин (табл. 1.1);

обозначение шины — условное обозначение ее основных размеров и конструкции каркаса;

модель — условное обозначение разработчика шины и порядковый номер разработки;


Таблица 1.1. Шинные предприятия

* ( Внизу знак, встречающийся на шинах, изготовленных в старых пресс-формах.)

заводской номер — условное обозначение, определяющее предприятие-изготовитель, дату изготовления и порядковый номер пневматической шины;

норма слойности «НС» или «PR», а для шин легковых автомобилей индекс грузоподъемности (условное обозначение прочности каркаса, определяющее максимально допустимую нагрузку на шину);

обозначение государственного стандарта, по которому выпускается шина;

штамп отдела технического контроля с указанием сорта шины.

На каждой камере и ободной ленте при изготовлении наносятся:

товарный знак предприятия-изготовителя, размер, месяц и год изготовления, штамп отдела технического контроля.

На боковине или плечевой зоне каждой шины, восстановленной наложением нового протектора, наносится:

заводской номер шины;

наименование или товарный знак предприятия, производившего восстановление автомобильной шины;

дата восстановления (год, месяц);

штамп отдела технического контроля шиноремонтного предприятия;

балансировочная метка (у шин, проходивших балансировку).

На каждой восстановленной шине при утрате маркировки вновь наносится: обозначение шины, модель, норма слойности или индекс грузоподъемности.

Пример маркировки легковой шины:

165/80R13 МИ-166 Steel Radial 82 S Tubeless 168Я502311

Здесь 165/80R13 — обозначение (размер) шины, где 165 — ширина профиля шины, мм; 80 — индекс серии; R — отличительный индекс радиальной шины; 13 — посадочный диаметр шины в дюймах.

МИ-166 — модель шины, где МИ — условное обозначение разработчиков шины. В данном случае М — Московский шинный завод, И — НИИ шинной промышленности, 166 — порядковый номер разработки.

Steel — металлокорд в брекере.

Radial — радиальная шина.

S — индекс максимально допустимой скорости, в данном случае 180 км/ч.

82 — индекс грузоподъемности, в данном случае 1660 Н. Tubeless — бескамерная шина (камерная обозначается Tube type).

168Я502311 -условное обозначение заводского номера шины, где 168 — дата изготовления (16 — порядковый номер недели с начала года, 8 — последняя цифра года изготовления — 1978); Я — индекс предприятия-изготовителя шины (здесь — Ярославский шинный завод); 502311 — порядковый номер шины.

Пример маркировки шины постоянного давления грузового автомобиля:

269R508 (9,000R20) И-Н142Б НС-12 ГОСТ 5513-86 Made in USSR HKX1771395

260R508 (9.00R20) — условное обозначение размера шины, где 260 (9,00) — обозначение ширины профиля шины в миллиметрах и в дюймах (в скобках); 508 (20) — обозначение посадочного диаметра обода в миллиметрах и в дюймах (в скобках); R — условное обозначение радиальной конструкции шины.

И-Н142Б — обозначение модели шины, где И-Н — обозначение разработчика шины (здесь — НИИ шинной промышленности); 142 — порядковый номер разработки; Б — вариант 142-й разработки.

НС-12 — норма слойности шины (условное обозначение прочности каркаса данной шины, определяющее ее соответствие максимально допустимой нагрузке).

ГОСТ 5513-86 — обозначение стандарта, по которому производится шина.

Made in USSR — традиционное обозначение страны, в которой изготовлена шина.

HKXI771395 — условное обозначение заводского номера, где НК — индекс предприятия-изготовителя шин (здесь — Нижнекамский шинный завод); XI — месяц изготовления шины (ноябрь); 77 — две последние цифры года изготовления шины, т. е. 1977 г.; 1395- порядковый номер шины.

Размеры широкопрофильных, арочных шин и пневмокатков даются только в миллиметрах. Широкопрофильные шины и пневмокатки обозначаются тремя числами. Первое число условно — наружный диаметр шины, второе — ширина ее профиля, третье — диаметр обода. Между первыми двумя числами ставится знак умножения, между вторым и третьим — тире, например 1600X600-635. Арочные шины обозначаются двумя числами, соединенными знаком умножения: первое число характеризует наружный диаметр шины, второе — ширину профиля шины.

На боковину шин с направленным рисунком протектора наносится стрелка, указывающая направление вращения колеса. Буква «М», наносимая краской, указывает на морозостойкость шины, а желтое кольцо о том, что она предназначена для эксплуатации в тропическом климате. У шин легковых автомобилей «легкая» точка может отмечаться красным кружком, треугольником или квадратом. При монтаже шины это место устанавливается у отверстия в диске колеса для вентиля камеры.

Маркировка шин

На любой шине, независимо от производителя, типа и назначения, с боковой стороны можно найти соответствующую маркировку. Давайте разберем на примере. Чтобы вам было удобно, мы приводим схематическое изображения боковой стороны шины.

  • 175, 195, 155, 225 — это ширина профиля, обозначенная в миллиметрах
  • 6,45 и 6,15 — тоже ширина профиля, но в дюймах
  • 13, 14,14,5 и 15 — посадочный диаметр шины или наружный диаметр обода в дюймах
  • 70, 60 — серия шины в процентах ( соотношение ширины протектора и высоты боковой стороны шины, то есть высота, поделенная на ширину и помноженная на 100%. Чтобы понять, как это рассчитывается, разберем такой пример: 195/60R15, возьмем высоту боковины за иск и получаем x/195*100=60,т.е., на самом деле высота боковой стороны шины равна 117 мм);
  • если за обозначением ширины профиля не стоит черта или цифра, это означает, что серия этой шины более 80;
  • буква R — это радиальная шина
  • D не ставится для шин диагональных (6,45-13)
  • литера С указывает, что шина относится к легкогрузовым и производится в СНГ
  • LT означает то же самое, но производителями в остальном мире.

Торговая марка, название модели и страна-производитель

Торговая маркая — это название или товарный знак производителя (например, ОМСКШИНА, NOKIAN и т.д.) Иногда можно увидеть логотип.

Название модели является торговым наименованием (K-183 “Баргузин”). Любое (словесное, буквенное, цифровое) название модели шины- это, как правило, её обозначение, которое относится либо к одной шине, либо к целой группе шин, имеющих общие конструктивные признаки.

Маркировка страны-производителя непосредственно указывает, где изготовили покрышку (Made in Japan).

Индексы нагрузки и скорости

Индекс несущей способности показывает в цифрах на какую максимальную нагрузку способна шина. Он варьируется от 0 до 130.

Категория скорости обозначается только заглавными латинскими буквами и показывает максимальную скорость шины.

Зачастую оба этих индекса на покрышке расположены рядом (96Т).Для тех случаев, когда шина устанавливается парой на одну сторону оси, существует двойной индекс несущей способности. Тогда первая цифра — это нагрузка при одинарной ошиновке, вторая — при двойной.

Другая маркировка шин

Изготовители из стран СНГ маркируют свою продукцию в соответствии с нормами ГОСТ или ТУ. Легковые машины обязательно соответствуют межгосударственному ГОСТ 4754-97.

Разберем маркировку ТУ на следующем примере: ТУ2521-036-00148984-98. 2521 — кoд шины пo Общерoссийскому классификатору промышленной продукции, 036 — порядковый номер разработки, 00148984 — код предприятия разработчика, 98 — последние цифры года утверждения.

Шины, произведенные за рубежом, не маркируются обозначениями нормативных документов.

Рассмотрим различные варианты обозначения шин.

Radial

Применяется для радиальных шин.

Reinforced

Указывает на усиленные шины или на шины с повышенной несущей способностью.

Extra load (XL)

Маркировка шин, имеющих увеличенный запас прочности (их стандартный индекс несущей способности больше на 4 единицы).

Regroovable

Информирует, что шина нарезкой углубляет рисунок протектора.

Tubeless

Это бескамерные шин. Стоит быть внимательными с производителями из СНГ, т.к их шины могут не имет такой маркировки, а на её месте будет штамп КАМЕРНАЯ, если по производственным условиям такую шину отнесли к камерным.

Tube type

Применяется для камерных шины, но уже редко встречается.

M+S, M.S., M&S

Эти буквы означают в переводе с английского грязь и снег. Маркировка наносится на зимние покрышки, но часто её можно найти и на всесезонных.

Снежинка (Snowflake)

Отметка для зимних шин. Её ввели в США в середине 80-х годов, но затем она стала использоваться для всех видов резины, даже летней. Чтобы регламентировать это обозначение, ввели специальное испытание, и перед постановкой такой маркировки шина тестируется совместно с шиной Uniroyal Tigar. Обе шины поочередно устанавливаются на специальный автомобиль, потом вычисляется их коэффициент сцепления с поверхностью опоры. Разрешение на Снежинку выдается только в случае, если этот коэффициент больше на 10%, чем у Uniroyal Tigar.

All season

Для всесезонных шин.

Steel (Steel belted)

Шины с металлокордом в брекере.

PSI (фунты на квадратный дюйм)

Обычно используется совместно с маркировками С или LT и соответствует индексу испытательного давления при испытаниях на скорость и нагрузку.

Outside/Inside

для шин с асимметричным рисунком протектора. Маркировка показывает, какую сторону шины разместить снаружи, а какую внутри относительно автомобиля. Могут также изобразить стрелку, показывающую, куда вращается шина при движении вперед. Стрелки может заменить слово Rotation.

Запомните! Не путайте такие стрелки с логотипом фирмы Dunlop, напоминающий стрелу.

TWI, бибендум или треугольник

Используется на шинах Michelin. Это индикатор износа протектора. Таких обозначений обязательно должно быть не меньше шести по обеим сторонам покрышки. Ищите их на верхней части плечевой зоны протектора. Они выглядят как выступы, размером, соответствующим остаточной глубине рисунка протектора. Если обозначения достигли этой глубины, то необходимо прекратить пользоваться шиной.

Читайте также  Как поставить на автозапуск Старлайн а91

Дата изготовления

В неё входит неделя (первые две цифры) и год изготовления (последние две цифры), например 1001: 10-я неделя, 01 — 2001 год.

Заводской порядковый номер

Маркировка находится на шинах, произведенных в СНГ.

Национальный знак соответствия при обязательной сертификациии

Пример: НХ15 — код органа сертификации. Если этого знака нет на шине, то нужно искать его в сопроводительных документах.

Знак официального утверждения типа шины по Правилам N 30 ЕЭК ООН

Цифра внутри круга означает код страны официального утверждения, цифры не в круге — номер этого утверждения. Это Унифицированные предписания для шин легковых автомобилей и прицепов.

Обозначение DOT

Оно состоит из букв или букв и цифр, которые присваивает департамент транспорта США определенному производителю шин. В нем закодирован адрес производителя и его главного офиса, размер шины и подтверждение об испытанности и серцифицированности данного продукта по федеральному стандарту безопасности PMVSS #19.

Если шина предназначена для реализации в странах Северной Америки, то на неё дополнительно наносится маркировка максимальной нагрузки и максимального давления.

Применяемые материалы и количество их слоев в брекере и каркасе.

Также обязательно указываются индексы износостойкости, сцепления и температуры.

Балансировочная метка

Изображается как желтый круг размеров в 5-10 мм. Она указывает на легкое место для определения статического дисбаланса шины. Когда в шину вкладывается камера, ей вентиль должен быть соединен с легким местом покрышки.

В “Руководстве по эксплуатации” автомобиля можно найти все необходимые обозначения шин и колес, а также их характеристики. Нормам, прописанным там, стоит следовать, в них содержатся важные показатели устойчивости, управляемости и проходимости автомобиля во всем спектре скоростей. Только рисунок протектора шин не указывается в руководстве, потому что покупатель самостоятельно его выбирает, соответственно сезону, условий эксплуатации и бюджету. Тем не менее, шины должны обязательно отвечать всем заданным параметрам автомобиля: размерам, нагрузкам, максимальным скоростям и давлениям.

Расположенный на боковой стороне шины индекс несущей способности -это максимальная нагрузка на шину. Для легковых шин подходит экономичная нагрузка, то есть такая, которая гарантирует комфортную езду. Обычно, она меньше максимальной на 10%.

Маркировка шин

1. Общепринятые обозначения

Независимо от назначения, типа шины и того, кто изготовил шину, на ее боковине должна быть четко обозначена следующая маркировка в соответствии с нормативной документацией и Правилами №30 ЕЭК ООН (ГОСТ Р 41.30-99) для легковых и легких грузовых шин (см. рис. 5).

Покрышка КАМА-1260-2 Нижнекамск 18-ти слойная с камерой (156G)

Покрышка КАМА-1260-1 Нижнекамск 14-ти слойная с камерой (146J)

Покрышка КАМА-1260-2 Нижнекамск 14-ти слойная с камерой (146J)

Покрышка MATADOR TH1 прицепная ось

Покрышка DEESTONE D-314 DR-4 TL 12PR

Покрышка CORDIANT Professional DM-1 ведущая ось

Покрышка КАМА NT-201

Покрышка Ф-2А Нижнекамск с камерой

Покрышка CORDIANT Professional TR-1

Покрышка КАМА NR-201 ведущая ось

9 — обозначение шины в соответствии с нормативным документом, например, 175/70R13, 195R15, 195R15С, 175-13, 6,45-13, 155/6, 15-13, 6,45-14,5LT, 225/60 R15, где 175, 195, 155, 225 — ширина профиля шины в миллиметрах, а 6,45 и 6,15 — в дюймах; 13, 14, 14,5 и 15 — посадочный диаметр шины или наружный диаметр обода в дюймах; 70, 60 — серия шины (отношение Н/В); если черты и цифры за обозначением ширины профиля ней нет (195R15), то это значит, что серия шины более 80; R обозначает радиальную шину, для диагональных шин буква «D» не ставится (6,45-13);

— Буква «С» (поз. 11) идентифицирует шину легкую грузовую, выпускаемую изготовителями стран СНГ, а LT (Light Truck) — то же, но изготовителями остального мира;

— наименование или товарный знак изготовителя, например, «ОМСКШИНА»(«OMSKSHINA»), «АМТЕЛ-СИБИРЬ», «GOODYEAR», «NOKIAN» и т.д. и (или) соответствующий логотип (поз. 21 — товарный знак Ярославского шинного завода);

4 — страна-изготовитель, например, «Made in Russia», «Made in Japan»;

12 — индекс несущей способности (ИНС), условное цифровое обозначение максимальной нагрузки, на которую рассчитана шина, например, 96, 82, а вообще это могут быть числа от 0 до 279:

13 — категория скорости (КС), условное обозначение заглавными латинскими буквами максимальной скорости, на которую рассчитана шина (это все буквы латинского алфавита за исключением букв I, О, X, которые можно спутать с цифрами);

Индекс скорости J K L M N P Q R S T U H V VR W Y ZR
Максимальная скорость
(км/ч)
100 110 120 130 140 150 160 170 180 190 200 210 240 >210 270 300 >240

Как правило, ИНС и КС на шине маркируют рядом, например, 96 Т (поз. 13);

— модель шины, торговое (коммерческое, фирменное) наименование, например, М-234 «Таганка», К-183 «Баргузин», С-135 «Малахит», Я-559 (поз. 22) «MEDVED» (поз. 8). Модель шины — это условное словесное, цифровое, буквенное или комбинированное обозначение шины, относящееся к одной шине или к группе шин, объединенных общими конструктивными признаками.

— для шин, производимых в странах СНГ, — обозначение нормативного документа — ГОСТ (поз. 6) или ТУ предприятия-изготовителя (поз. 20). Легковые шины должны соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 4754-97 (на шинах год утверждения стандарта не маркируется).

Пример обозначения технических условий: ТУ2521-036-00148984-98. Здесь 2521 — код шины по Общероссийскому классификатору промышленной продукции, 036 — порядковый номер разработки, 00148984 — код предприятия-разработчика (по Общероссийскому классификатору предприятий), 98 — последние две цифры года утверждения.

На шинах зарубежного производства обозначение нормативных документов не маркируют.

— «Radial» (факультативно) на радиальных шинах (поз. 7);

— «Reinforсed» — на так называемых «усиленных» шинах или на шинах с повышенной несущей способностью (поз. 18);

— «Regroovable» — на шинах, у которых имеется возможность углубления рисунка протектора нарезкой;

— «Tubeless» — обозначение бескамерной шины (поз. 19); для шин, производимых изготовителями стран СНГ, может не быть такого обозначения (его зашероховывают), а вместо него наносят штамп несмываемой водой краской «КАМЕРНАЯ», если по условиям производства бескамерную шину отнесли к камерной;

— «Tube tyрe» — обозначение камерной шины (редко);

— «All season» — на всесезонной шине (поз. 3);

— «Steel» или «Steel belted» — на шинах с металлокордом в брекере (поз. 14);

— «PSI» (по первым буквам «Pounds per Square Inch» — фунты на квадратный дюйм) на шинах с индексом «С» и «LT» в обозначении — индекс испытательного давления при проведении испытаний на нагрузку и скорость;

— «Outside (side facing outwards)» или «Inside (side facing inwards)» — на шинах с асимметричным рисунком протектора (поз. 16). Эти надписи говорят о том, какая боковина шины должна быть снаружи, а какая — изнутри по отношению к автомобилю. Иногда при этом на шине изображают стрелку (поз. 15) или маркировку «

2. А что это за цветные точки и полоски?

В последнее время многие покупатели интересуются назначением цветных маркировок шин, как точек на боковинах, так и полосок на самом протекторе.

Как оказалось, довольно большое количество автолюбителей уверены в том, что это какие-то обозначения качества шин. Как это было в СССР: первый сорт, второй сорт, особый.

Итак. Интересующимся — рассказываем!


Красная точка/Красный треугольник
Указывает на точку максимума отклонения радиальной силы (RFV), самое жесткое место стенки боковины шины. Эта точка должна быть совмещена с отметкой «L» (т.е. низшей отметкой) на легкосплавном колесе при монтаже.


Белая точка/Белый круг
В случае с некоторыми шинами первой комплектации эта белая маркировка указывает на точку минимума отклонения радиальной силы (RFV), самое гибкое место стенки боковины шины. В этом случае белая маркировка должна быть совмещена с «верхней» отметкой на колесе, или на 180° от отметки «L».


Желтая точка /Желтый треугольник
Если нет различимой маркировки «L», или в случае монтажа на стальные диски, шину следует монтировать так, чтобы желтая маркировка совмещалась с золотником колеса. Эта желтая маркировка обозначает самую легкую точку шины, определенную путем статической балансировки.
Примечание: Точка «L» на дисках у разных производителей может помечаться по-разному: как синим, зеленым, так и другими цветами.

Также, Вам будет интересно почитать официальное письмо от Bridgeston:

В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.

В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.

Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.

Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.

Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.

Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.

Читайте также  Когда менять ремень грм на Форд Фокус 1

Маркировка шин

Основная маркировка шин у большинства производителей одинакова. Маркировка шин в России осуществляется согласно ГОСТ 4754-97. Она включает информацию о размере, индексе скорости и нагрузки. Маркировка выполняется в метрической или дюймовой, американской системе .

Маркировка шин в метрической системе

Пример разбора маркировки: 205/55 R16 94H XL

205 – ширина профиля шины в миллиметрах.
55 – высота профиля шины в процентах от её ширины. В нашем случае: 55% от 205 мм = 112,75 мм.
Профиль шины — относительная величина и это важно учитывать при подборе резины. Если вы вместо 205/55 R16 захотите использовать шины размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота. Это допустимо только если оба этих размера указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Низким профилем считается профиль менее 45.

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82%, и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовиках, где важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R – указывает на радиальную конструкцию шины, по расположению нитей корда каркаса. Это не радиус. Раньше были шины с диагональной конструкцией D, но сейчас ее практически не изготавливаются.

16 – диаметр колеса (диска) в дюймах. Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, он же внутренний размер шины или наружный у диска.

94 – индекс нагрузки, индекс допустимой грузоподъемности шины в нашем случае 670 кг. Таблица индексов нагрузки.

Это уровень предельной нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей обычно делается с запасом и не является решающим при выборе шин. Индекс нагрузки очень важен для микроавтобусов и небольших грузовиков. Для расчета максимально допустимого веса машины нужно умножить максимальный вес нагрузки одного колеса на количество колес. На самом колесе можно найти надпись Max Load которая подскажет допустимую нагрузку на одну шину. Значения указываются в килограммах (kg) и фунтах (lbs), 1 фунт = 0,4536 кг.

H – индекс скорости шины, в нашем случае 210 км/ч. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке. Этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении с указанной скоростью в течении нескольких часов.

XL — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.

Американская маркировка летних шин

для примера LT33X10,50 R15 114S

33 — внешний диаметр шины в дюймах.

Х – разделитель, не несёт смысловой нагрузки.

10,5 — ширина профиля шины в дюймах.

R – указывает на радиальное строение шины.

15 – посадочный диаметр в дюймах. В прошлом на рынке были шины с американского рынка, у которых диаметр мог быть выражен дробным числом, например, 17,5.

Индексы скорости (S) и нагрузки (114) у дюймовых размеров используются те же, что и у метрических, выполненных по европейской системе.

Год выпуска

Маркировка содержит информацию о месяце и годе производства покрышки. Это четыре цифры в овале на боковой поверхности шины. Первые две цифры это порядковый номер недели в году, вторые — год. Например 0519 говорит о том, что покрышка выпущена в 2019 году, на 5-й неделе года. Не стоит пугаться, если на момент приобретения шины с даты производства прошло 2-3 года при условии правильного хранения.

Индикатор износа

Он показывает, насколько сильно износилась покрышка, и соответственно, не пора ли производить ее замену. Обычно находится на дне канавки, расположенной максимально близко к надписи TWID (иногда используются надписи TWI, DSI). На месте его расположения указывает стрелка, облегчающая поиск.

На шипованных покрышках указывают следующее:

  • AD — алюминиевые шипы.
  • SD — шипы с твердосплавным сердечником.
  • DD — шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
  • OD — шипы с овальным сердечником.
  • MD — пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.

Цветные метки на шинах

Красная точка или треугольник ставится в самом жестком месте на боковине покрышки. При установке шины на легкосплавный диск эту точку нужно совместить с отметкой L на диске. Белая точка или треугольник ставится на самое гибкое место на боковине. При установке резины на легкосплавный диск это место должно быть диаметрально противоположным отметке L. Желтая метка означает самое легкое место, которое необходимо совмещать с местом, где установлен золотник на диске.

Иногда можно встретить цветные линии, нанесенные на протектор новой покрышки. Они являются заводской маркировкой, которая помогает работникам складов хранить шины с определенными характеристиками в одном месте. С другой стороны, при наличии таких полос, потребитель может убедиться, что покрышка еще не была в употреблении.

Защита от проколов

Производители покрышек используют разные технологии по защите от порезов и проколов.

Производитель
Маркировка
Bridgestone RFT (Run-Flat Tyre)
Continental SSR (Self Supporting Run-Flat)
Goodyear EMT (Extended Mobility Technology) или RunOnFlat
Kumho RF
Michelin ZP (Zero Pressure)
Pirelli EUFORI@ или RF
Nokian Run Flat или RF
Yokohama RF

Эти технологии позволяют автомобилю продолжать движение при потере давления от 50 до 150 километров на скорости до 80 км/ч. Кроме этого, существует маркировка, сообщающая о наличии или отсутствии некоторых дополнительных особенностей. В частности:

  • MFS (Maximum Flange Shield) — максимальная защита закраины диска.
  • FR (Flange Protector), RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild) — шина с защитой обода диска.
  • FB (Flat Base) — покрышка без защиты обода диска от повреждений об бордюры.

Максимально допустимое давление (Max Pressure)

Давление на шине указывается в PSI или кПа. PSI (pound-force per square inch) — фунт на квадратный дюйм, единица измерения давления в США. На покрышках можно встретить одновременно значения в одних и других единицах. Если на покрышке указано лишь одно значение, то помните, что 1 кгс/см2 (техническая атмосфера) = 0,98 бар = 14,223 PSI = 98,066 кПа. На шинах для спецтехники, чаще всего, можно увидеть значение «монтажного давления». Оно означает допустимое давление при монтаже шины на обод, после монтажа шину можно накачивать до эксплуатационного давления.

Маркировка на шинах по сезону и покрытию.

  • M+S — эту маркировку используют, в основном, европейские производители. M означает Mud (грязь), а буква S — Snow, снег.
  • AS (All Seasons, Any Season) — покрышка пригодна для использования в любое время года.
  • AGT (All Grip Traction) — всесезонная покрышка.
  • R+W (Road + Winter) — в переводе означает “дорога” + “зима”. То есть, резина для использования в холодное время года.
  • Frost — так обозначают зимнюю резину.
  • AW (Any Weather) — одходит для использования в любую погоду.
  • A/T (All Terrain) — резина подходит для использования на любой местности.
  • M/T (Mud Terrain) — покрышка может использоваться на грязном ландшафте.
  • 3PSF (3-Peak Mountain Snow Flake) — специальная маркировка 3PSF на боковине шины свидетельствует об успешных испытаниях в зимний период. В отличие от маркировки M+S, знак 3PMSF наносится только в случае, если шина соответствует нормативам «индекса эффективности на снегу». Коэффициент сцепления шины с заснеженным дорожным покрытием высчитывается по трем основным параметрам, полученным в результате дорожных испытаний. Испытания на надежность сцепления с покрытием проводятся при торможении на снегу и при разгоне, а также при ускорении во время прохождения поворота.

Дополнительная информация

При маркировке шин производители иногда указывают дополнительную информацию о качествах и характеристиках изделий:

  • TUBELESS — бескамерная покрышка.
  • TUBE TYPE (или ТТ, на немецких покрышках пишут Mit Schlauch) — покрышка, требующая установки камеры.
  • PR — норма слойности. Для покрышек легковых автомобилей его значение, как правило, 4PR или 6PR. Надпись Reinforced в данном случае означает “усиленная” (имеет 6 слоев). Если шина имеет норму слойности 6PR или 8PR, то ее можно использовать в небольших грузовиках, фургонах или микроавтобусах (commercial, имеет 8 слоев).
  • Страна-производитель — кроме названия компании-изготовителя иногда указывают страну изготовления.
  • Обозначение наружной и внутренних сторон — если шина является ассиметричной, то с наружной стороны будет написано слово OUTSIDE (иногда Side Facing Out), а на внутренней — INSIDE (иногда Side Facing Inwards).
  • Left или Right — в первом случае шина может устанавливаться только на левую сторону автомобиля, во втором — только на правую.
  • Направление вращения — для этого используют слово Rotation и стрелку, указывающую направление вращения колеса при движении вперед.
  • XL (Extra Load) — усиленная покрышка.
  • Steel — металлический корд. Если этой надписи нет, значит используется корд из текстиля. Обозначение All Steel соответствует тому, что металлический корд используется и в каркасе и в брекере.
  • DOT X0 (Department of Transportation, Министерство транспорта США, X0 — код производителя покрышки) — американский стандарт качества.
  • Plies: tread — состав слоя протектора.
  • Sidewall — состав слоя боковины.
  • DA или Secunda (в виде штампа) — такие печати ставят на покрышки, получившие в процессе производства незначительные дефекты, которые не препятствуют нормальной эксплуатации.
  • Green X, Reduces CO2 — так обозначается резина, обладающая низким уровнем сопротивления качению, что способствует снижению расхода топлива и выброса уровня СО2 (так называемые “зеленые шины”).
  • ND (Non Directional) — шина с ненаправленным рисунком протектора.
  • NHS (Non Highway Service) — покрышка для малых скоростей.
  • SAG (Super All Grip) — шины повышенной проходимости.
  • SUV (Sport Utility Vehicles) — резина для кроссоверов, спортивных внедорожников и тяжелых полноприводных автомобилей.
  • REGROOVABLE — возможность углубления рисунка протектора нарезкой.
  • RETREAD — покрышка была в употреблении и восстановлена.
  • Studless — не подлежит ошиповке.
  • Studdable — подлежит ошиповке.
  • Studded — ошипованная покрышка.
  • ГОСТ или ТУ — на отечественных покрышках пишут номер ГОСТа или технических условий, в соответствии с которыми было изготовлено изделие.
  • ZR — высокоскоростные шины.
  • Буква E в круге — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe).
  • ECE — альтернативный знак соответствия ЕЕС – е11
Читайте также  Как входить в управляемый занос на заднем приводе

Визитная карточка шины
Обозначения на маркировке шин

На каждой шине, как российского, так и зарубежного производства, имеется маркировка, соответствующая стандарту российскому, международному, американскому и т. д. Информация на боковинах шин позволяет выбрать наиболее подходящее изделие для конкретных условий эксплуатации. В этой статье мы познакомим читателя с наиболее часто встречающимися обозначениями. Следует отметить, что многие производители вводят собственные обозначения, дополняющие стандартные.

1) Наименование или товарный знак изготовителя (рис. 1, поз. 1).

2) Обозначение шины (см. рис. 1): первое число 195 (поз. 2) указывает ширину профиля (в миллиметрах или дюймах); дробь с числом /60 – серия (отношение высоты профиля к ширине в %); буква R – радиальная конструкция каркаса (тире вместо R означает диагональную конструкцию); следующее число 14 (поз. 3) – посадочный диаметр обода в миллиметрах или дюймах; Н (поз. 4) в данном обозначении – высота шины.

Ширина профиля и посадочный диаметр на некоторых шинах выражаются двойным обозначением – и в миллиметрах, и в дюймах, например 9,00-20 (260-508).

Для обозначения широкопрофильной шины используют три числа, указывающие соответственно на наружный диаметр, ширину профиля и посадочный диаметр в миллиметрах (1500х600х635). В обозначении арочных шин присутствуют два числа, выражающие наружный диаметр и ширину профиля в миллиметрах (1500х840). Важнейшие геометрические характеристики пневмокатков определяют три цифры, обозначающие те же параметры, как и для широкопрофильных шин, в миллиметрах (1000х1000х250).

3) Модель шины (рис. 2, поз. 1) – Бл-85.

4) Заводской (порядковый) номер шины (на рис. 2, поз. 2). Заводской номер может включать дату изготовления и индекс изготовителя.

5) Индекс скорости (рис. 2, поз. 3) – условное обозначение максимально допустимой скорости в км/ч: S – 180, Q – 160, P – 150 и т. д.

Если обозначение имеет такой вид: 195/70 НR14, то Н – индекс допустимой максимальной скорости.

6) Норма слойности – условное обозначение прочности каркаса, у грузовых шин обозначается HC или PR с числом через тире и соответствующим этой норме слойности коэффициентом нагрузки (в странах, где действуют стандарты TRA) или индексом грузоподъемности – в соответствии с требованиями стандартов ETRTO и ISO. Например, норме слойности НС-6 соответствует коэффициент нагрузки С, норме слойности 18 – коэффициент нагрузки J и т. д.

На американских шинах просто указывается материал и число слоев корда (см. рис. 1, поз. 5) или, например, TREAD: 4 PLUES (2 PLUES RAYON+2 PLUES STEEL) и SIDEWALL: PLUES RAYON (брекер шины состоит из двух слоев металлокорда, а каркас (боковины) – из двух слоев вискозного корда).

7) Индекс грузоподъемности – цифровой код, соответствующий определенной максимальной нагрузке на шину в кг. Для шин грузовых автомобилей индекс грузоподъемности указывается как для одинарных, так и для сдвоенных колес (через дробь). Например, индексу грузоподъемности 117 соответствует максимальная нагрузка на шину 1285 кг, индексу 151 – 3450 кг и т. д. На американских шинах просто пишется MAX LOAD; MAX PRESS («максимальная нагрузка»; «максимальное давление» – рис. 1, поз. 6).

8) Балансировочная метка в виде круга диаметром 5. 10 мм над закраиной борта, с которой должен совмещаться вентиль, обозначает самое легкое место шины.

9) Номер ГОСТ или ТУ, по которым изготовлена шина.

10) Штамп ОТК с указанием сорта шины.

11) Знак направленного вращения (стрелка).

Надписи:

12) «Radial» – для радиальных шин.

13) «Tubeless» – для бескамерных шин.

14) «Т» – для радиальных шин с текстильным брекером и каркасом.

15) «Steel» – для шин с металлокордным брекером.

16) «All steel» – для цельнометаллокордных шин.

17) «Север» – для морозостойких шин.

18) «Ш» – для шин, предназначенных для ошиповки.

19) «М+S» или «М(.)S» (грязь и снег) – для шин с зимним рисунком протектора.

20) «Regroovable» – для шин, пригодных для восстановления нарезкой канавок протектора.

21) «Reinforced» – для усиленных шин (по ГОСТ 4754–97).

22) «All seasons» – для всесезонных шин (по ГОСТ 4754–97).

23) TWI или другой символ, указывающий место расположения индикаторов износа в плечевой зоне протектора.

24) Индекс давления PSI – значение испытательного давления.

25) Знак официального утверждения «Е» с номером страны, выдавшей сертификат.

26) Страна-изготовитель, на английском языке (например, Made in Russia).

27) Индекс назначения, который проставляется на шинах США и Канады: LT (Light Truck) – указывает, что шина предназначена для легких грузовых автомобилей и микроавтобусов.

28) Некоторые низкопрофильные шины обозначаются индексом L (Low Section Tyre).

29) «DOT» – знак сертификации шин по стандартам США, включает несколько кодов: код изготовителя, кодовый номер размера шины, дата производства.

30) На американских шинах указываются индексы TRACTION INDEX и TEMPERATURE INDEX – сцепных качеств и температурный.

«Обувь» Е, L, G

Шины для тяжелой техники – КГШ (крупногабаритные шины), или по-английски OTR (Off The Road), обычно с посадочным диаметром более 24 дюймов (610 мм) имеют особые обозначения. Для классификации шин по назначению и условиям эксплуатации используются коды TRA (Tire and Rim Association). WD – означает «Wide Base», широкое основание.

Шины для мобильной техники Нigh Speed Service

NHS – Non Highway Service – для эксплуатации на бездорожье.

TG – Tractor Grader – тракторный грейдер.

ML – Mining Logging – горные работы, трелевка, с периодической эксплуатацией на дорогах.

DT – Desert Tire – шина для пустыни, для песчаной поверхности. Также часто используется на асфальтовых катках.

MCS – Mobile Crane Service – шины для мобильных кранов.

Шины для землеройных машин

Буквы Е, L, G обозначают тип техники, для которой используются шины. Цифра после буквы обозначает тип и глубину рисунка протектора.

E Шины для землеройных машин (Earthmovers)
L Шины для погрузчиков и бульдозеров (Loaders & Dozers)
G Шины для грейдеров (Graders)

Шины Е применяются, как правило, на машинах, выполняющих земляные работы: самосвалах, скреперах и мобильных кранах. Эти шины используются для транспортировки грузов по бездорожью на короткие расстояния до 4 км в один конец при скорости до 65 км/ч.

Глубина протектора шин типа Е может обозначаться с использованием числового рейтинга. Обычная глубина имеет рейтинг 100, глубокий – 150, что означает глубину в 1,5 раза больше обычной, мелкий – 60, что составляет 60% от обычной глубины.

Код Тип рисунка Глубина рисунка протектора Применение
E-1 Ребристый Обычная На не ведущих колесах, чаще всего устанавливается на управляемых мостах самосвалов
E-2 Повышенного сцепления Обычная Может устанавливаться на любые оси и чаще всего применяется на скреперах с элеваторной загрузкой
E-3 Для каменистой поверхности Обычная Обладает хорошей устойчивостью к повреждениям камнями и хорошим сцеплением. Преимущественно используется на самосвалах с задней разгрузкой и с разгрузкой через дно, скреперах и мобильных кранах. Может устанавливаться на любых осях. Имеет хорошую теплостойкость и применяется на машинах, транспортирующих грузы на большие расстояния и с высокой скоростью
E-4 Для каменистой поверхности Глубокая Имеет глубину протектора в 1,5 раза больше, чем шины Е-3 с обычной глубиной протектора. Благодаря большой массе протектора эта шина имеет более длительный срок службы и повышенную стойкость к повреждениям. Преимущественно используется на любых осях транспортных средств в горной промышленности и в карьерах, где преобладают короткие перевозки по скалистому грунту
E-7 Для сыпучей поверхности Мелкая С ребристым рисунком протектора, предназначена для техники, которая работает на мягких песчаных грунтах

Шины L используются для погрузчиков и бульдозеров, работающих в условиях бездорожья. Большая часть шин из-за своей тяжелой конструкции имеет ограничения по скорости (8 км/ч) и расстоянию перевозки грузов (76 м). Шины L-2 и L-3 также устанавливаются на грейдеры.

Глубина протектора L-4 составляет примерно 150% от глубины протектора L-3, а глубина протектора L-5 – 250% от глубины L-3.

Код Тип рисунка Глубина рисунка протектора Применение
L-1 Повышенного сцепления Обычная Обладает максимальным сцеплением на песчаных и мягких грунтах
L-3 Для каменистой поверхности Обычная Обладает хорошим сцеплением и сопротивлением воздействию горной породы; предназначена для погрузчиков
L-4 Для каменистой поверхности Глубокая Благодаря утяжеленному протектору обладает более высоким сопротивлением повреждениям от воздействий горной породы, протектор также служит дольше по сравнению с шинами для погрузчиков
L-4S Гладкий Глубокая В горнорудной промышленности для техники, эксплуатирующейся под землей в тяжелых условиях; обладает исключительно прочным протектором
L-5 Для каменистой поверхности Сверхглубокая Для погрузчиков, работающих на скалистых поверхностях; благодаря утяжеленному протектору обладает повышенным сопротивлением воздействию горных пород
L-5S Гладкий Сверхглубокая Имеет высокую устойчивость к повреждениям; применяется на скалистых поверхностях и на подземных машинах в горнорудной промышленности; более всего подходит для эксплуатации с защитными цепями на горячем шлаке и в тяжелых условиях засыпных работ

Шины G применяются в основном на автогрейдерах всех типов при скоростях до 40 км/ ч без ограничения расстояния. Они также могут устанавливаться и на погрузочную технику.

В настоящее время шины одного типоразмера часто используются для разных типов техники и поэтому имеют двойное обозначение (L-2/G2, E-3/L-3).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: