Какое октановое число у газа пропан

Что лучше выбрать для авто, ГБО метан или пропан

Последнее обновление — 6 ноября 2020 в 07:42

Метан или пропан на авто, что лучше – этот вопрос всегда задаёт та категория водителей, которая решила перейти на альтернативные источники топлива. Попытаемся разобраться какой газ лучше для автомобиля. Выясним слабые и сильные стороны оборудования, сделаем соответствующие выводы.

Сравнение двух видов топлива

Между газами существуют солидные различия. Это касается хранения и эксплуатации (пользования). Применимо к автотранспорту:

  • Метан – экологически чистый природный газ, добывается в месторождениях из недр земли. Автомобили с метановым ГБО маркируются — CNG (Compressed Natural Gas) сжатый природный газ или КПГ (компримированный);
  • Пропан-бутан – смесь двух газов, получаемая при деятельности нефтяной промышленности. Маркировка LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ).

Хранение и перевозка метана как автомобильного топлива осуществляется под давлением 200-250 атмосфер (измеряется кубическими метрами), пропан-бутана 14-18 атм. (в литрах). Оба вида горючего широко применяются на легковых авто, грузовых, пассажирских и сельхозтехнике. В двигателях внутреннего сгорания бензиновых, дизельных (газодизель), газовых.

Рассмотрим основные плюсы и минусы авто на метане и пропане, в таких показателях как:

  1. Цена и конструктивная разница между газовым оборудованием.
  2. Финансово экономические выгоды.
  3. Характеристики мотора.
  4. Безопасность.
  5. Наличие заправочных станций.
  6. Вопросы, касающиеся экологии.

Отличия ГБО метан от пропанового

Стоимость и установка газобаллонного оборудования работающего на пропане обойдётся дешевле, нежели монтаж ГБО на метане. Цифры впечатляющие, разница в цене может составить колоссальный разрыв. Например пропановая газовая установка 4 поколения на легковое авто в среднем может стоить от 25-35 тыс. рублей. Аналогичное метановое оборудование на тот же автомобиль обойдётся в самом дешёвом варианте от 60 тысяч рублей. С коммерческим транспортом всё ещё сложнее.

Основной вклад в отличие вносит цена на газовые баллоны и их установку. А если этот факт применить к мощным машинам или грузовым, где ставят не один и не два баллона, то переоборудование обойдётся в круглую сумму.

Так как газ метан сжимается под большим давлением, для его транспортировки требуются толстостенные, тяжёлые ёмкости. К тому же метановые сосуды имеют только цилиндрическую форму, что может затруднить выбор места под установку и занять полезный объём багажного отделения. В отношении массы есть альтернативное решение – композитные баллоны разных размеров, но цена их слишком велика (к примеру, сосуд на 80 литров будет стоить от 35 000 рублей в комплекте с запорной арматурой и крепежом).

Пропан в этом плане выгоднее – существует огромный выбор относительно лёгких, дешёвых тороидальных (в нишу запасного колеса) или цилиндрических баллонов.

Также отличаются газовый редуктор, топливные магистрали (для метана ставят металлические с защитным покрытием, опять же из-за давления). В пропановом ГБО применяется медь или пластик. С КПГ редуктором ставится манометр для контроля давления и как опция, электронный датчик с выводом индикации в салон — топливомер газа.

Своё заправочное устройство у метанового оборудования. В остальном газовые системы схожи.

Расход газа и окупаемость

Сравнивая и выбирая, какое ГБО поставить на автомобиль, метан или пропан, в первую очередь считают срок окупаемости оборудования.

По понятным причинам просчёт точной экономики, в рамках данной статьи, сделать сложно (скачки цен на топливо и оборудование, особенности ТС, амортизация). Поэтому произведём усреднённый расчёт, где каждый, зная параметры своей машины, может подставить их, получив более конкретные цифры.

  • цена бензина 43 руб., пропана 20 руб., метана 17 руб.;
  • пробег за месяц 3000 км.;
  • автомобиль (ДВС 4 цилиндра, бензин, расход бензина на 100 км пробега 10 л. – 12900 рублей за месяц);
  • стоимость ГБО: пропан 30 000 руб., метан 60 000 руб.

Считается, что расход пропан-бутана по отношению к бензину выше на 10-35%. Возьмём максимальное значение – 35%, таким образом, коэффициент потребления относительно бензина составит 1,35. Получается, что на пропане расход на сотню составит 13,5 литров. В месяц 405 л. газа – 8100 руб. Выгода 37% или 4800 рублей.

Метан измеряется в кубометрах, его потребление к бензину в среднем на 10% меньше (выведено опытным путём) — коэф. 0,9. В нашем случае – 9 м3. По итогам месяца 270 метров кубических – 4590 руб. Выгоднее почти на 65% или 8310 рублей.

1. СНГ (стоимость ГБО/выгоду): 30000/4800=6,25 месяцев или (окуп.*пробег): 6,25*3000=18750 км. пробега;

2. КПГ – 60000/8310=7,22 мес. или – 7,22*3000=21661 км.

Влияние газомоторного топлива на двигатель

Газ в двигателе сгорает медленнее бензина, так как октановое число метана 120, а пропан-бутановой смеси около 105. По этой причине появляются температурные нагрузки на выпускной тракт, потеря мощности и завышенный расход горючего.

Решаются эти проблемы с установкой вариатора опережения угла зажигания (на некоторых марках делается прошивка контроллера ГБО). Рекомендуется установка на метан и на пропан.

По многочисленным отзывам водителей, как не настраивай авто на метане, всё равно динамические характеристики мотора снижаются примерно на 10%.

Преимуществом метана, также является тот факт, что сам по себе газ на много чище СНГ. Соответственно газовое оборудование проще и дешевле в обслуживании. К тому же при зимней эксплуатации нет проблем с замерзающим конденсатом. Недостатком будет меньшее количество СТО занимающихся КПГ. С пропаном ситуация обратная.

Безопасность

При утечке пропана газ концентрируется по низу, с этой точки он более пожароопасен. Метан же напротив очень быстро растворяется в воздухе. Но если утечка происходит на открытом пространстве можно не переживать. В закрытом помещении – жди беды.

Многочисленные рассказы о взрыве метановых баллонов, имеют место быть, но эти случаи во многом происходят из-за не своевременного контроля установленного оборудования и игнорирование требований по переосвидетельствованию емкостей.

Заправка и запас хода

На метане дальние загородные поездки противопоказаны – это правда. Заправочные комплексы АГНКС – скорее экзотика, нежели реальность. Их катастрофически не хватает и расположение неудобное. А в сосуд на 80 литров — один из распространённых вариантов для легковой машины, входит 19м3 метана (примерно 200 км хода).

При определённых обстоятельствах, имеется решение данного вопроса. Заправлять личный автомобиль можно с помощью индивидуального домашнего компрессора (мини АГНКС, АГНКУ). Но цена на него в районе 350-500 тысяч рублей, хоть и газ обойдётся более чем вполовину дешевле.

Пропановая сеть АГЗС весьма разветвлённая, заправиться можно практически в любом месте. Вот только качество СНГ часто оставляет желать лучшего.

Ещё один несущественный, но минус – процесс закачки CNG длится немногим дольше.

Экология

Этот показатель интересует автолюбителей в последнюю очередь, но в экологическом плане к метану претензий практически нет. Он гораздо чище конкурента, у которого содержится достаточно большое количество вредных примесей. При сгорании метана почти полностью отсутствуют загрязняющие окружающую среду вещества. В современных мегаполисах этот вопрос очень актуален.

Заключение

Безусловно, что после сравнения видов газового топлива выбор остаётся за владельцем транспортного средства. Именно он принимает решение и сам определяет, какое газовое оборудование лучше выбрать, ведь всё очень индивидуально. Ко всему прочему перечисленные показатели зависят от ряда факторов:

  • поколения оборудований;
  • правильность и своевременность регулировки, обслуживания установки;
  • манера вождения транспортного средства;
  • климатические, а также географические условия эксплуатации.

Сравнительная таблица основных отличий метана от пропана

ГБО — метан или пропан, что лучше? Сравниваем плюсы и минусы.

  • О баллонах ГБО
    • Тороидальные баллоны ГБО
    • Цилиндрический баллон ГБО
    • Основные типы метановых баллонов подходящих для установки ГБО
    • Виды пропановых баллонов подходящие для установки ГБО
  • О поколениях ГБО
    • История развития ГБО — всё о поколениях
    • ГБО 2 поколения
    • ГБО 4 поколения
    • ГБО 5 поколения
    • ГБО 6 поколения
  • Комплектующие газобаллонного оборудования
    • ЭБУ — электронный блок управления
    • Кнопки переключения топлива
    • Вариаторы
    • Эмуляторы
    • Газовые датчики
    • Газовые фильтры
    • Мультиклапан
    • Свечи зажигания для ГБО
    • Газовые форсунки
    • Газовые редуктора
    • Комплектующие газобаллонного оборудования (ГБО)
  • Субсидирование
    • Правда о субсидиях на ГБО (30% — 90%)
  • Экономическая эффективность ГБО
    • Детальный расчет экономической эффективности для автомобиля такси
    • Детальный расчет экономической эффективности газодизельного седельного тягача
  • О ГБО
    • ГБО — метан или пропан, что лучше? Сравниваем плюсы и минусы.
    • Аварийный запуск авто на газе с ГБО 4 поколения
    • 10 неисправностей ГБО
    • Теряется ли гарантия на автомобиль при установке ГБО?
    • Экологические и экономические преимущества ГБО
    • Что такое ГБО
    • Газодизель — что это такое.

Ознакомьтесь с самыми свежими скидками и спецпредложениями

Мы рекомендуем к установке на большинство автомобилей

Безопасно ли ГБО, некоторые работы, промо ролики

В начале ХХ века все большую популярность начало приобретать газобаллонное оборудование (ГБО). Его начали устанавливать не только на легковые, но и грузовые транспортные средства. Газ, как горючее для автомобилей, показал хорошие результаты по экологичности. В плане ценовой политики газ составил сильную конкуренцию дизельному топливу и бензину.

В 2020 году в России наблюдался рост количества автомобилей с установленным газобаллонным оборудованием. По данным статистики это число составило 370 000 транспортных средств. В текущем году эти показатели будут только расти. Причем это касается как уже переоборудованных на газ т/с, так и желающих это сделать в ближайшее время.

Читайте также  Как полностью отключить сигнализацию Magicar

Для тех автовладельцев, которые уже точно решили “завязать” с постоянно дорожающим бензином остается открытым один вопрос. Какому газу отдать предпочтение: метану или пропану? Давайте подробнее разберемся в этом вопросе.

Пропан — продукт нефтепереработки. Сжиженный газ, не имеющий запаха и цвета. Заправляется в сжиженном состоянии под давлением. Давление может иметь сезонные отличия: в летний период давление более высокое, чем зимой. Максимальным рабочим давлением считается 16 атмосфер.

Объем заправляемого пропана обозначается в литрах. В процессе заправки баллон заполняется газом на 80%. Оставшиеся 20% необходимы для процесса расширения газа при нагревании. Особенно это актуально летом. К примеру, в баллон, рассчитанный на 100 литров газа, будет заправлено только 80 литров.

Метан также представляет собой природный газ, не имеющий запаха и цвета. В отличие от пропана метан более чистый газ. В процессе использования он практически не нуждается в фильтровании. В заправочные баллоны метан подается в сжатом газообразном виде. Рабочее давление метана составляет 200 атмосфер. В связи с этим для работы метанового ГБО требуется более дорогостоящее оборудование.

Объем метана обозначается в кубометрах. Если производить расчеты в гидравлическом эквиваленте, то для 1 кубометра метана необходимо 4,2 литра пространства в газовом баллоне. К примеру, в газовый баллон объемом 100 литров можно поместить 23 кубометра метана.

В таблице приведены функциональные особенности двух газов. Эта информация будет полезна тем, кто стоит перед выбором, какому газу отдать предпочтение.

Относительно дешевле бензина

В 3 раза дешевле

Расход относительно бензина (на 10 литров)

Вес среднего баллона

Запас топлива на средний комплект (километров хода)

Взрывоопасная концентрация в воздухе

Вредное влияние на детали двигателя

Сжатие в баллоне

Падение мощности двигателя относительно бензина

Почти равно бензиновым

По 1-2 на крупный город

При выборе для установки на автомобиль метанового или пропанового ГБО необходимо просчитать, за какой срок произойдет окупаемость оборудования.

Производить расчет необходимо с учетом актуальных цен на все виды горючего. В качестве примера можно произвести средний расчет, в котором в дальнейшем можно будет подставить актуальные цифры и получить точный результат.

Исходные расчетные данные:

  • Бензин 43 руб.
  • Пропан 20 руб.
  • Метан 17 руб.
  • Автомобиль: двигатель 4 цилиндра, расход бензина 10 л. на 100 км — сумма расходов на бензин 12 900 руб. / месяц.

Подсчитываем расходы:

  • На практике расход пропана на 10-35% больше, чем бензина. При выборе максимального значения 35% коэффициент потребления газа по отношению к бензину будет равен 1,35. При использовании пропана его расход на 100 км составит 13,5 литров. Если в месяц использовать 405 литров пропана, то расходы на горючее составят 8 100 руб. Выгода будет равняться 4 800 руб., что составит 37%.
  • В случае с метаном, расход которого измеряется в кубических метрах, его расход на 10% меньше, чем бензина. Это выявлено опытным путем. Соответственно коэффициент будет 0,9, что составит 9 кубометров. Если в месяц использовать 270 кубометров метана, то расходы на горючее составят 4 590 руб. Выгода будет равна 8310 руб., что составит 65%.

Калькуляторы метан и пропан:

Подсчитываем окупаемость ГБО:

  • Для сжиженного природного газа (стоимость ГБО делим на выгоду): 30000/4800= 6,25 месяца. Для расчета километража окупаемости нужно показатель окупаемости умножить на пробег: 6,25*3000=18750 км. Через этот километраж окупиться установка пропанового ГБО.
  • Для компримированного природного газа 60000/8310=7,22 месяца или же, умножив окупаемость на пробег 6,25*3000=18750 км. Через этот километраж окупиться установка метанового ГБО.

Здесь выражена очевидная экономия бюджета при переводе автомобиля на газ. Чем больше пробег у автомобиля, тем быстрее наступит окупаемость.

У каждого вида горючего имеется свой класс пожарной безопасности. У метана этот показатель самый высокий. Ниже показатель у пропан-бутана. Однако бензин по степени пожарной безопасности расположен между метаном и пропаном.

Для образования взрывоопасной ситуации любой газ должен достигнуть предельной точки концентрации. Но поскольку метан значительно легче воздуха, то в случае утечки очень быстро улетучивается. В случае с пропаном его концентрация должна составить от 2 до 9% объема воздуха. Причем пространство должно быть герметичным. В условиях салона автомобиля или багажника достичь такой концентрации невозможно.

Современные пропановые баллоны по Правилам ЕЭК ООН No 67(01) в обязательном порядке оборудуются мультиклапаном безопасности. В мультиклапан встроен электромагнитный клапан, который прекращает подачу газа из баллона в случае его утечки при заглушенном двигателе.

Метановые баллоны устанавливаются с вентилями безопасности, снабженными клапаном сброса давления.

Поскольку пропан и метан не имеют запаха, в их состав добавляют специальную ароматическую присадку — одорант. Это позволяет по запаху почувствовать возможную утечку газа и оперативно переключиться на бензин.

Толщина стенок в газовых баллонах имеет большой запас прочности и то давление, с которым заправляется в них газ не способно разорвать его. Если сравнить с баллонами бензобак, то у него толщина стенок гораздо меньше. При ударе целостность бензобака нарушить значительно проще.

Вывод таков, что при эксплуатации автомобиля на газе возможность возникновения взрыва практически невозможна.

При выборе газобаллонного оборудования нелишним будет учесть особенности конструкции вашего транспортного средства. Дело в том, что для хранения пропана и метана используются разные типы баллонов.

Пропан в этом плане более практичен. Для его хранения существует два типа баллонов: цилиндрические и тороидальные. Тороидальный баллон, или как его еще называют “бублик”, рассчитан на укладку в нишу для запасного колеса. Это очень удобно, поскольку запаску проще переложить в другое место. К примеру, если вам понадобиться перевезти объемный груз, то багажник будет полностью для этого свободен. Запаску же на некоторое время можно переложить между передним и задним сиденьем.

Цилиндрические баллоны имеют два способа размещения: внутренний и наружный. Если клиренс машины позволяет разместить баллоны под днищем кузова, то полезное пространство багажника полностью сохраняется.

Для хранения метана используются только цилиндрические баллоны, однако их также, в зависимости от конструкции машины, можно разместить как снаружи, так и в багажнике.

Октановое число газа составляет 105 для пропана и 120 для метана. Соответственно никакой бензин не может «похвастаться» такими показателями. Однако, благодаря своим физическим свойствам газ сгорает медленнее бензина. Соответственно и детали двигателя от этого подвержены более длительным температурным нагрузкам. Это неизбежно приводит к увеличению расхода горючего и потери двигателем мощности.

Именно из-за этого многие мотористы утверждают, что перевод автомобиля на газ неизбежно приводит к быстрому прогару клапанов.

Такая проблема наблюдалась в первых поколениях ГБО. Теперь при установке пропанового и метанового ГБО сразу монтируется вариатор угла опережения зажигания. Для некоторых марок автомобилей также может прошиваться контроллер ГБО.

Метан, благодаря своей более высокой чистоте показывает более лучшие показатели эксплуатации: устройство метанового ГБО намного проще и менее затратно в обслуживании.

Если посмотреть с технической стороны, то работая на газе двигатель получает целый ряд преимуществ:

  • Более плавное воспламенение газа не создает детонации в двигателе;
  • Благодаря своим свойствам газ полностью заполняет собой пространство камеры сгорания и сгорает полностью;
  • Остатки не сгоревшего в двигателе бензина постепенно стекают по стенкам цилиндров в картер. Тем самым масло в двигателе засоряется, становится более жидким и теряет свои смазывающие свойства. Требуется его более частая замена. В случае с газом этот процесс полностью исключен. Моторное масло полностью вырабатывает свой ресурс и сохраняет свою чистоту. Тем самым все детали двигателя работают в более щадящем режиме, поскольку надежно защищены масляной пленкой;
  • Газ намного чище бензина и полностью сгорает в двигателе. За счет этого на стенках деталей не образуется нагар и смолистые отложения, которые также в случае с бензином способствуют загрязнению масла.

Двигатель, работающий с минимальной детонацией и чистыми масляными каналами способен прослужить на 30% больший срок до капитального ремонта. Это еще один плюс к экономии на горючем.

Моторное масло без посторонних примесей полностью вырабатывает свой моторесурс. В этом случае экономия выражается в отсутствии необходимости более частой его замены.

Все эти факты говорят в пользу газа, как самого оптимального вида горючего. А пропан это будет или метан решать вам. Ну а если затрудняетесь с выбором, то наши специалисты всегда вам помогут с этим.

Виды газа для ГБО: пропан и метан

Особенности использования в автомобильном газобаллонном оборудовании сжиженного нефтяного газа (СНГ) в виде смеси пропана с бутаном и его аппонента сжиженного природного газа (СПГ) метана.

  • Особенности метана (СПГ)
  • Особенности пропан-бутана (СНГ)
  • Совместимость СНГ и СПГ с последними поколениями ГБО

В широком применении для автомобилей два состава газа – пропан и метан. Какой из них лучше, дешевле, технологичнее и надежнее? Давайте разберемся, чтобы после прочтения не осталось сомнений.

Оборудование для метана используют всего на 25% автомобилей, на остальные 75% автомобилей ставят пропан. При этом метан часто ставят на коммерческом транспорте, где выбор делает не водитель, а организация собственник транспортного средства. Разберем причины такого соотношения на рынке ГБО.

Читайте также  Как проверить датчик давления топлива Common Rail

Автоблогер разбирает особенности пропана и метана в пятнадцатиминутном видео: что лучше для авто, основная разница

Особенности метана (СПГ)

Это природный простейший газ, не имеет цвета, запаха, взрывоопасен. Химическая формула — CH4. Для того чтобы вы почувствовали утечку в него добавляют одоранты — вещества которые придают ему запах. То есть вы можете почувствовать утечку и вовремя среагировать.

Метан сжижают при температурах ниже 160 градусов. Поэтому в обиходе он находится в газообразном виде. Он в несколько тысяч раз меньше по плотности бензина и несколько сот раз пропана. Для транспортировки и использования его сжимают в специальных баллонах до 230 атмосфер. При этом не смотря на очень высокое давление в баллоне в двадцать раз превышающее давление пропана находится он в них в газообразном виде, что исключает возможность жидкого впрыска топлива пятого и шестого поколения ГБО.

Баки для метана используются очень тяжелые и очень прочные. Обычный бак для пропана разорвет от такого давления. Поэтому одинаковом объеме газа у метана бак получается больше и тяжелее.

Октановое число метана равняется 110 единицам. Он прекрасно воспламеняется в цилиндрах двигателя. Оборудование, которое применяется для такого газообразного топлива, стоит дороже в два и более раз, чем оборудование для пропана. Все потому что давление большое и система должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать его и соблюдать нормы безопасности.

Двигатель теряет в мощности примерно от 10 до 25% в зависимости от класса оборудования.

Расход на метане составляет примерно 11 литров на 100 км на среднестатистическом автомобиле с двигателем 1.6 литра.

Мастера, которые вам устанавливают оборудование для метана, должны иметь высокую квалификацию и провести несколько испытаний после установки. Доверять установку метана шабашникам нельзя, так как из-за высокого давления метана повышаются требования безопасности и возможный ущерб при некорректном монтаже.

Метановых заправок значительно меньше, что видимо так же связано с высоким давлением газа. Часто можно встретить ситуацию, что городе миллионнике всего одна заправка такого типа и большая сеть пропановых заправок. Ведь газ нужно привезти закачать в хранилища и затем передать потребителю, и все это под давлением 250 атмосфер. Однако положительные стороны у метана тоже имеются.

Плюсы метана:

  • Экологичен. Ведь это на 100% природный газ.
  • Цена. Немного дешевле пропана. Примерно 13 рублей за литр.
  • Быстро испаряется в воздухе. Если происходит утечка, то в открытом пространстве он быстро растворится.

Минусы метана:

  • Дорогое оборудование, в два раз дороже пропана.
  • Высокое давление 230 атмосфер.
  • Тяжелый и объемный баллон. 65…130 килограмм в зависимости от объема. При этом помещается в него не так-то много газа, а вот места в багажнике он займет больше.
  • Заправки среднего баллона хватает всего на 150…200 километров.
  • Потеря мощности 10…25%.
  • Мало заправок, их расположение как правило неудобное из-за повышенных требований безопасности.
  • Меньше компаний, которые возьмутся устанавливать метан.
  • Несовместим с последними поколениями ГБО: пятым и шестым.

Именно поэтому метан не такое востребованное топливо. Теперь рассмотрим как обстоят дела с пропаном.

Особенности пропан-бутана (СНГ)

Пропан — углеродный газ, побочный продукт при добыче нефти. Не имеет запаха, прозрачен и безвреден для человека. В него также добавляются одоранты, чтобы при утечках его могли почувствовать. Химическая формула — C3H8.

На заправках мы видим надпись «пропан–бутан». Бутан — это также углеродный газ, который выделяется при схожих условиях. Его смешивают с пропаном для того, чтобы добиться нужного октанового числа. Причем в различные время года составы меняются: зимой больше пропана, а летом бутана.

Хранится он в баллонах в автомобиле в сжиженном виде. То есть он жидкий, а не газообразный — «плюхается» в баллоне. Также большим преимуществом является рабочее давление, которое составляет всего 14 атмосфер. Для него нужны емкости из более легкого металла и стенки баллона намного тоньше. Сейчас наибольшее распостранение получили тороидальные баллоны в виде бублика, которые помещяются на место запаски. При этом баллон не занимает места в багажнике, но приходится жертвовать запасным колесом.

На среднестатистическом оборудовании при полной заправке можно проехать 650…850 километров, что в четыре раза больше, чем у оппонента.

Расход на пропане 11…13 литров на 100 км на среднестатистическом автомобиле с двигателем 1.6 литра на 4 поколении ГБО.

Оборудование стоит в два раза дешевле. По нашему опыту девять из десяти компаний по установке газового оборудования специализируются на пропане.

Много заправок. Также большим плюсом является то, что заправок на пропане в десятки раз больше.

Потеря мощности двигателя ниже, около 5…10%.

Плюсы пропана:

  • Дешевое оборудование.
  • Очень много компаний, которые обслуживают и устанавливают.
  • Низкое давление.
  • Хранится в сжиженном виде.
  • Легкое и компактное оборудование, можно установить в гнездо для запаски.
  • Больший пробег.
  • Меньшая потеря мощности около 5…10%.

Минусы пропана:

  • Пропан дороже метана на примерно 3 рубля за литр. Пропап стоит 17 рублей против 14 за литр метана.
  • Более взрывоопасен, чем метан. При повреждении баллона не так быстро испаряется в атмосферу.

Пропан хоть и стоит чуть дороже, но обладает большим количеством плюсов и распостраненностью заправок.

Совместимость СНГ и СПГ с последними поколениями ГБО

И напоследок об еще одном минусе метана — несовместимости с пятым и шестым поколениями ГБО. Пропан может с этими поколениями работать, а метан нет и скорее всего не сможет.

В 5 и 6 поколениях газ подается жидким в систему впрыска топлива и схож с бензином. Пропан хранится в баллонах в жидкой форме, а метан в газообразном виде. Поэтому установка метана возможна только до 4 поколения оборудования. Последние поколения дают расход примерно равный расходу бензина. Мощность при этом практически не теряется. Двигатель можно запускать сразу на газе даже при минусовых температурах.

Сертифицированный мультибрендовый центр по установке, обслуживанию и ремонту газового оборудования:

Перевод автомобиля на газ: за и против

15:00, 23 февраля 2020г, Транспорт 1418

Цены на газовых автозаправках Алтайского края заметно упали. Если в прошлом году литр пропан-бутановой смеси продавали за 25,5 рубля, то теперь можно найти по 19,3 рубля. И, говорят, снижение продолжится. Такая тенденция заставляет автовладельцев вновь задуматься о переводе своего транспорта на альтернативное топливо.

Мы попросили завкафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» Алтайского государственного технического университета Андрея Свистулу и доцента кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» Виктора Левина привести аргументы как за, так и против этого шага и помочь читателям сделать вывод.

В качестве ликбеза скажем, что автомобили могут использовать два вида газового топлива. Это природный газ, который идет по трубам под высоким давлением. В основном он состоит из метана. В Барнауле одна такая АЗС, и от нее заправляются, в частности, автобусы маршрута № 2. В Новосибирске и даже в Горно-Алтайске таких заправок несколько.

Зато много АЗС, которые продают смесь пропана и бутана. Его в основном и используют автомобилисты. Это более тяжелое по молекулярному составу топливо, которое сжижается примерно при минус 20 градусов и давлении 16 атмосфер, так что в баллонах он находится в жидком состоянии.

Плюсы

  • Низкая цена.
  • Экологическая безопасность. Газ с воздухом, который тоже является газом, проще смешать, и он быстрее и полнее сгорит, чем воздушно-бензинная смесь, меньше образует нагаров и смол. Поэтому масло в двигателе можно менять в 1,5 раза реже, считает Андрей Свистула.
  • Виктор Левин добавляет, что за счет высокого октанового числа при сжигании газового топлива отсутствует детонация, снижается шум двигателя, он мягче работает.
  • В холодном двигателе на внутренних стенках цилиндров образуется бензиновый конденсат. Он разжижает смазочный слой, так что компрессионное кольцо царапает сухую стенку цилиндра. При использовании газового топлива этой проблемы нет, что увеличивает ресурс цилиндропоршневой группы.
  • Высокое октановое число у газового топлива позволяет несколько поднять степень сжатия и получить более экономичный процесс. Но это же свойство является минусом, так как слишком форсированный двигатель уже не может работать на обычном бензине.
  • «Минувшим летом мой знакомый путешествовал из Барнаула в Крым и обратно на автомобиле, использующем газовое топливо. Проехал через полстраны и проблем с АЗС не испытал», – приводит еще один плюс Виктор Левин.

Минусы

  • Однако могут появиться проблемы с запуском двигателя в зимнее время, предупреждает Андрей Свистула. Газ плохо испаряется, поэтому заводят автомобиль на бензиновом топливе, чтобы разогреть систему топливоподачи, а уже потом переключаются на газ. Хотя современное оборудование позволяет переходить на газ автоматически.
  • Приходится выделять место под газовый баллон. Обычно его размещают в багажнике, но можно и на месте запаски, если баллон сделан в форме тора.
  • Газовоздушная смесь горит медленнее, чем бензиновоздушная. Если двигатель высокооборотный, то горение смеси заканчивается только на выхлопе, что приводит к перегреву зон выхлопа: более быстрому износу головки блока цилиндров и выпускных клапанов, замечают оба эксперта.
  • «Чтобы не сжечь выхлопную систему, двигатель дефорсируют, то есть снижают его мощность, применяя заслонки, диффузоры», – делится тонкостями Андрей Свистула.
  • Виктор Левин по опыту эксплуатации своего «мерседеса» утверждает, что смеси пропан-бутана расходуется на 15% больше, чем бензина. При этом мощность двигателя уменьшается на 10%, пропорционально снижается динамика.
  • Этот факт связан с тем, что теплотворная способность литра газа меньше, чем литра бензина, объясняет Андрей Свистула, соответственно, его нужно больше сжечь, чтобы получить ту же энергию.
  • Повышенные требования к безопасности оборудования, так как газ находится в баллоне под высоким давлением, а также может взорваться в случае протечки.
  • Газом можно отравиться. «Надо помнить, что метан концентрируется вверху гаража, а пропанобутановая смесь – внизу, поэтому смотровые ямы должны быть вентилируемые. И уж конечно, в гараже, где хранится такой автомобиль, не должно быть погреба. Видимо, самое безопасное размещение газифицированных машин – на открытом воздухе», – предполагает завкафедрой ДВС.
Читайте также  Как включить режим паника Старлайн а93

Виктор Левин обращает внимание на то, что газовое оборудование надо регулярно обслуживать, сливая конденсат через специальные клапаны, и чаще менять воздушный фильтр.

Как выбрать оборудование

Существует несколько поколений газового оборудования. От имитации карбюратора до аналога электронной системы впрыска, где на каждый цилиндр предусмотрена своя форсунка.

По словам Виктора Левина, в Москве уже можно установить систему пятого поколения, в которой газ сразу подают из бака в жидком виде насосом в двигатель. При этом степень наполнения цилиндров лучше. «Чем больше мы подадим в цилиндр горючей смеси, тем выше получим мощность», – объясняет Андрей Свистула.

Вывод

Если суммировать все плюсы и минусы, то можно прий­ти к выводу, что на газ выгодно переводить машины, которые усиленно эксплуатируются либо имеют прожорливые двигатели.

«Если владелец авто проезжает в год до 10 тысяч километров, то овчинка не стоит выделки, – считает завкафедрой ДВС. – Затраты на установку системы и ее обслуживание окупятся лет через десять».

Однако, по мнению Виктора Левина, смысл использовать газовое оборудование появляется уже при пробеге легкового автомобиля 8 тысяч километров в год, все зависит от расхода топлива.

Какой газ лучше заправлять в авто, метан или пропан

Общая информация

Историческая справка

Начиная с середины XX века, все большее распространение в двигательных системах тяжелого и легкового транспорта начинают получать установки, работающие на углеводородных газах. К концу столетия и в начале XXI века такие установки становятся почти повсеместными и начинают активно внедряться на производстве крупными заводами не только для автобусов и грузовых автомобилей, но также и собственных линеек легковых авто, особенно внедорожников и минивенов, а также различных малогабаритных гибридных моделей.

Причина использования природного газа достаточно проста – он более экологичен и более дешев в использовании в сравнении с бензином. Изначально основанием для использования газовых установок была именно защита экологии, с увеличением стоимости нефти и сообразного роста цен на бензин, более остро встал и финансовый фактор использования газовых ГБО.

Выбор газа как такового понятен, но возникает вопрос, что лучше – пропан или метан. Дать однозначный ответ – погрешить против истины, но для осознанного решения необходимо знать полезные характеристики обоих «претендентов».

Пропан

Пропан относится к классу алканов и является органическим веществом, которое выделяется при крекинге (процессе переработки) нефтепродуктов, также он может выделяться из природного газа. Для целей создания топливной смеси пропан смешивается с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии он помещается в баллоны под давлением в 10-15 атмосфер. Пропан – углеводородный газ, он тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде в количестве 2,1 и выше процентов.

Пропан представляет собой, в промышленном отношении продукт разделения нефтяного или «жирного» природного газа – то есть обладает достаточно высоким содержанием примесей, масел, сопутствующих веществ, нуждается в качественной очистке и фильтрации. Кроме того, согласно известным исследованиям при достаточной концентрации пропан может оказывать наркотическое воздействие на человеческий организм. Увидеть пропан в быту можно в обычной газовой зажигалке.

Метан

Метан относится к категории простейших углеводородов, он существенно легче воздуха и почти не растворяется в воде. Метан находится в обширных подземных месторождениях, где добывается фактически в чистом виде, а затем проходит процедуру фильтрации, дополнения одорантами для запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается до 200-250 атмосфер, содержится в баллоне повышенной прочности и обычно достаточно высокого веса. Взрывоопасность метана наступает при концентрации выше 4,4 процентов в воздухе, при этом он легко уносится воздушными потоками и может накапливаться только в замкнутых помещениях.

Основное удобство метана – его невысокая цена. Кроме того метан является самым чистым газом из всех, доступных для использования в топливных целях, он почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке. При этом для метана, с учетом специфики его использования, требуется достаточно дорогая установка. Данный газ, как и пропан, обладает наркотическим влиянием на человеческий организм, но незначительным, ввиду разреженного нахождения в воздухе. Увидеть метан в быту можно при использовании любой бытовой газовой плиты.

Сравнение метана и пропана

Общие преимущества газов в топливе

Оба газа имеют общие преимущества относительно бензина, что позволяет год от года расширять их применение в двигательных установках.

  • Более низкая цена относительно бензина;
  • Экологическая безопасность, меньшее влияние на здоровье человека;
  • Увеличение срока езды без заправки за счет большего объема топлива, которое можно запасти;
  • В комплексе замедление износа деталей автомобиля, особенно при использовании изначально приспособленного двигателя.

Общие недостатки газов в топливе

Существует также несколько оснований, по которым бензин все еще сохраняет лидирующее положение как автомобильное топливо.

  • Меньшая доступность газов для потребителя (количество заправок, а также центров обслуживания автомобилей с газовыми установками);
  • Падение мощности автомобиля при использовании газового топлива;
  • Повышенный износ некоторых особо чувствительных участков двигателя (например, клапанов) с учетом специфики «сухого горения» газового топлива.

Основные различия метана и пропана

Метан и пропан существенно отличаются друг от друга как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива, каждый имеет свои преимущества и недостатки.

  • По ГБО – дополнение двигателя автомобиля пропановой установкой существенно (до 70%) дешевле, чем установка метанового ГБО;
  • По стоимости – в перспективе, после того, как окупится установка ГБО, метан дает высокую экономию средств на топливо относительно пропана;
  • Снижение мощности – пропан, относительно бензина, дает незначительное снижение мощности до 3-5% двигателя, и то при развитии скорости выше 140 километров в час. Метан «ослабляет машину» до 20%. Но стоит учитывать, что данное обстоятельство было почти нивелировано в современных специализированных установках;
  • Экологическая чистота – пропан имеет примеси и не считается полностью безопасным для человека и экологии. Метан – самое чистое топливо на планете, по своей безопасности превосходящий электрические двигатели и солнечные батареи, находящийся на одном уровне со спиртовыми установками;
  • Вес баллонов и объем топлива – пропан, сжимаемый под невысоким давлением вместе со своим резервуаром, весит в несколько раз легче, чем баллон сжатого метана. При этом пропана можно запасти на путь втрое более долгий, чем метана;
  • Взрывоопасность – метан вдвое менее взрывоопасен, чем пропан, а с учетом рассеивания считается максимально безопасным относительно почти всех других видов топлива. Стоит также отметить, что баллоны метана при аварии повреждаются и деформируются существенно меньше, чем баллоны пропана. Таким образом, доставка пропана становится в перспективе более опасной;
  • Доступность заправок – метановые заправки являются редкостью, их приходится специально искать, заправки с пропаном почти также часты, как бензиновые. При этом оборудование для сжимания, очистки и заправки метана существенно менее сложное, чем пропановое.

Таблица преимуществ и недостатков пропана и метана

Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы.

Фактор Пропан Метан
Стоимость ГБО Низкая Высокая
Относительно дешевле бензина 1,8-2 раза В 3 раза дешевле
Расход относительно бензина (на 10 литров) 11-11,5 литров 8-8,5 кубов
Вес среднего баллона 20-30 кг 60-125 кг
Запас топлива на средний комплект (километров хода) 600-1000 км 250-350 км
Взрывоопасная концентрация в воздухе 2,1% 4,4%
Вредное влияние на детали двигателя высокое низкое
Сжатие в баллоне 10-15 атмосфер 200-250 атмосфер
Экологическая безопасность Высокая Полная
Падение мощности двигателя относительно бензина 5% 20-30%
Октановое число 100 110
Доступность заправок Почти равно бензиновым По 1-2 на крупный город

Вывод

Конечный выбор остается за автомобилистом – метан безопасней и дешевле, но дороже по установке и эксплуатации, пропан более распространен, дешевле по установке, баллоны меньше весят, но он взрывоопасен и более вреден. В любом случае – газовая заправка на АГЗС остается удобной и перспективной альтернативой заправки бензином, при этом она более функциональна, чем езда на электричестве или спирте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: