Как правильно поставить цепь на Ваз 2106
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106, ВАЗ 2107
-
131 12 128k
В фотоотчете будет наглядно показано как делается замена цепи ГРМ автомобилей ВАЗ 2106, 2107. Инструкция подходит для замены цепи ГРМ на классике, кроме двигателя ВАЗ 2105, так как там используется ременная передача.
Конструкция цепного привода ВАЗ 2106, 2107
Для привода ВАЗ 2106/2107 с карбюратором используется двухрядная роликовая цепь. Она осуществляет передачу усилия от звездочки, укрепленной на коленчатом валу, на другую звездочку, надетую на конец распредвала. Цепь — конструкция, развивающая большую инерцию, поэтому цепной привод требует гашения колебаний. Даже если хорошо натянуть цепь, она сохраняет свойство «играть» в тех местах, где нет ни звездочек, ни натяжителей.
Цепь обладает практически нулевой способностью растягиваться и сжиматься, и достаточно ограниченной гибкостью. Поэтому для того, чтобы обеспечить ей постоянное натяжение во время работы на своем месте при любых оборотах, ее приходится в буквальном смысле заковывать в оковы, применяя систему из натяжителей и успокоителей.
Эту задачу на ВАЗ 2106/2107 решает успокоитель — дополнительная подпружиненная прижимная планка. Она имеет стальной каркас, покрытый слоем прочной резины. Натяжители и успокоители достаточно эффективно гасят вибрацию и шум. Спадание цепи предотвращает ограничительный палец, который ввинчивается в блок или головку блока цилиндров. При нормальной работе цепь его не касается.
Причины замены цепного привода ГРМ на ВАЗ 2106, 2107
Работоспособность и долговечность цепного привода ГРМ зависит от материала и качества термической обработки самой цепи и звездочек. Большое значение имеют точность изготовления и чистота рабочих поверхностей. Обрыв цепи — явление редкое. Ухудшение ее состояния можно отследить по усилению шума при работе двигателя.
Способ, как заменить цепь ГРМ на Ваз 2106 может потребоваться, когда наступил ее критичный износ, ресурс выработан и подтяжка ее всякими «хитрыми» способами уже не дает результата. К таким способам относятся:
- наращивание длины рабочей части натяжителя, путем напрессовки куска трубки подходящего диаметра;
- «доваривание» на башмак дополнительной скобы и прочие «издевательства» над двигателем.
Вытянутая цепь ГРМ уже не обеспечивает точность совпадения фаз газораспределения, что отрицательно сказывается на работе двигателя. К тому же она изнашивает башмак и постоянно «отбивает голову» успокоителю. Помимо этого повышается шумность работы двигателя, увеличивается расход топлива и ухудшается запуск двигателя. Стоит сказать и о том, что цепь иногда и разрывается со всеми вытекающими.
Для работы нам потребуются: ключи на «10», «13», «17», специальный ключ для гайки крепления шкива коленчатого вала (или головка на «36»), отвертка, монтажная лопатка, молоток, бородок.
Когда менять цепь ГРМ
Цепной привод на двигателях семейства ВАЗ имеет большей срок службы. Ресурс цепи составляет от 100 до 200 тысяч километров пробега.
Если при изготовлении комплектующих были использованы высококачественные материалы, а при эксплуатации обеспечивалось правильное натяжение и обильная смазка привода, то цепь прослужит не меньше, чем сам двигатель.
Оптимальная периодичность, через сколько менять — каждые 200 тыс.км.
Какую цепь ГРМ и натяжитель ставить на ВАЗ 2106, ВАЗ 2107?
Оригинальный номер цепи ГРМ 2103-1006040, средняя цена 380 руб.
- Fenox PC2103C3 — 519 руб.
- Kraft KT 017736 — 620 руб.
Оригинальный номер натяжителя цепи ГРМ 2101-1006060, средняя цена 364 руб.
- TSN 671 — 254 руб.
- Riginal RG2101-1006060 — 230 руб.
- Trialli MT 151 — 407 руб.
Цены актуальны на 2017 год, хотя за три года стоимость не сильно изменилась.
Сколько стоит замена цепи ГРМ на ВАЗ 2107 / 2106
При самостоятельной замене цепи ГРМ на Жигулях можно значительно сэкономить, потратившись только на запчасти. В 2020 году оригинальная цепь 2103-1006040 подорожала прилично, теперь она стоит порядка 910 р. Цена на аналоги цепи ГРМ для классики изменилась на 150-200 рублей, так: Fenox (PC2103C3) — 770 р, Kraft (KT 017736) — 830 р.
Натяжители цепи стоят: оригинальный (2101-1006060) — 620 р, TSN 671 — 400 р, Riginal (RG2101-1006060) — 260 р, Trialli (MT 151) — 450 р. Итого, если выбрать оригинальные цепь и натяжители, можно потратить всего около 1530 р.
Сама же стоимость замены цепи ГРМ Ваз 2106 на СТО в Москве начинается от 3200-4800 р. На некоторых сервисах на замену цепи ГРМ Ваз 2107 цены могут стартовать от 4400 и до 6800 р.
При замене цепи ГРМ на ВАЗ 2106/2107 могут возникнуть следующие вопросы:
Замена цепи ГРМ ВАЗ 2106 без разборки
Замена цепи ГРМ без разборки
Существует простой способ замены цепи ГРМ Ваз 2106 без снятия передней крышки. Для этого необходимо снять лишь крышку клапанов и подготовить новую цепь.
Принцип, как менять цепь ГРМ на Ваз 2106 таков: нужно разъединить одно звено старой цепи, а также одно звено новой. После этого края старой и новой цепей необходимо соединить, сделав мелом или корректором соответствующую отметку в месте соединения. Затем нужно взять второй конец старой цепи и вытягивать его из механизма, новая цепь при этом, будет постепенно надеваться на звездочки.
Когда старая цепь полностью выйдет ее необходимо отсоединить от новой, и аккуратно заклепать звенья поменянной цепи.
Как меняется цепь ГРМ на Ваз 2107 с инжектором
Замена цепи ГРМ на Ваз 2107 инжектор выполняется по такому же принципу, как и на Жигули 2106. Причем, устанавливать новый элемент можно как стандартным способом со снятием передней крышки, так и более простым способом.
Проверка качества цепи ГРМ
Перед тем, как поменять цепь ГРМ на ВАЗ-2107 следует определиться с производителем и качеством цепи.
Надежность нового изделия можно условно проверить, взяв цепь за один конец и приподняв ее горизонтально. Держа цепь ребром кверху, ее второй конец будет немного прогибаться вниз — чем ровнее будет этот изгиб, тем крепче и надежнее изделие!
Подготовьте необходимые ключи и обязательно положите где-нибудь рядом корректор или мел.
Порядок замены цепи ГРМ на Ваз 2106
Рассмотрим порядок, как поменять цепь ГРМ Ваз 2106 на карбюраторном двигателе.
Для начала снимаем крышку головки блока.
Теперь проворачиваем коленчатый вал до того момента, пока метка на звездочке распределительного вала не сойдется с меткой на корпусе.
Метка на коленчатом вале также должна будет сойтись с меткой на крышке распредвала.
Далее отгибаем стопорную шайбу болта звездочки распределительного вала. После чего включаем четвертую передачу и ставим автомобиль на ручной тормоз.
Затем ослабляем болт крепления звездочки распределительного вала.
Накидным ключом на «10» отворачиваем две гайки шпилек, соединяющих части кожуха. Головкой на «10» с удлинителем отворачиваем болт крепления верхнего кожуха к кронштейну. Снимаем кожух. Ключом на «10» откручиваем «пропеллер».
Ключом на «10» отворачиваем три гайки и шесть болтов крепления крышки привода распределительного вала к блоку цилиндров.
Снимаем крышку привода распределительного вала.
Ключом на «17» отворачиваем болт крепления башмака натяжителя.
… и снимаем башмак.
Зубилом отгибаем край стопорной шайбы болта крепления звездочки привода масляного насоса.
Ключом на «17» отворачиваем болт крепления звездочки привода масляного насоса.
Снимаем болт с шайбами.
Снимаем звездочку. Вынимаем цепь привода распределительного вала. Затем приподняв цепь, снимаем звездочку распределительного вала.
Ключом на «10» отворачиваем ограничительный палец цепи и снимаем его.
Перед установкой цепи совмещаем метку на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров.
Головкой на «13» ослабляем колпачковую гайку натяжителя цепи. Проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке на полтора-два оборота. При этом пружина натяжителя, действуя на башмак натяжителя, автоматически отрегулирует натяжение цепи. Затягиваем колпачковую гайку натяжителя.
Описание процедуры замены цепи ГРМ на ВАЗ 2106 (2107) как с карбюраторным так и с инжекторным двигателем
Классика жанра, ваз 2106 97 года выпуска. Это уже вторая замена цепи ГРМ на этой машине за месяц, поскольку в первый раз клиент привез «оригинальную ВАЗовскую» цепь, произведенную в соседнем подвале. Через месяц она растянулась и снова здравствуйте. Но все мы уже давно славим качество наших запчастей, поэтому пришлось проконсультироваться со знатоками авторынка и выбрать цепь на которую меньше всего поступило жалоб. Эксплуатация покажет!
Помимо цепи ГРМ поменяем воздушный фильтр, ремень генератора, башмак натяжителя, успокоитель и все звездочки, рез пошла такая песня.
За нетяжителем, успокоителем и ремнем генератора клиент пошел пешком, поскольку сразу не позаботился о покупке.
- Инструмент и приспособления
- Подготовительные операции
- Установка верхней мертвой точки
- Установка новой цепи ГРМ
- Видео замены цепи ГРМ на ВАЗ 2106
- Видео установки зажигания и распредвала на карбюраторной ВАЗ 2106
Инструмент и приспособления
Нам понадобится: специальный ключ на 36 и универсальный фиксатор шкивов. Так же понадобится стандартный набор ключей и головок.
Наша машина карбюраторная но если установлен инжектор процедура замены особо не отличается.
Подготовительные операции
Вид под капотного пространства.
Двигатель ВАЗ 2106
Снимаем корпус воздушного фильтра с карбюратора. Откручиваем три гайки на 10 и четыре на 8 крепления корпуса к карбюратору.
Осторожно не уроните ничего в карбюратор иначе придется его снять, а может и впускной коллектор тоже. Потому что если на заведенной машине они попадут под впускной клапан то можно отправится прямиком на ремонт головки.
Карбюратор.
Снимаем бензопровод и крышку трамблера. Откручиваем восемь гаек на 10 крепления клапанной крышки и снимаем шайбы с пластинами.
Привод дросселя.
Снимаем тросик подсоса и привод дроссельной заслонки. Затем снимаем клапанную крышку вместе с прокладкой, ее тоже лучше заменить.
Постель распредвала.
Снимаем защиту снизу.
Защита.
Ослабляем гайку на 19 крепления генератора.
Крепление генератора.
Раскручиваем хомуты на патрубках и снимаем последние.
Ослабляем хомут нижнего патрубка помпы и легким движением руки снимаем его.
Отсоединяем провода питания вентилятора охлаждения и термодатчика на радиаторе. Снимаем радиатор вмести с патрубками и термостатом.
Ослабляем гайку натяжителя генератора и при помощи монтировки сдвигаем его вперед. Снимаем ремень генератора.
Установка верхней мертвой точки
Теперь вращаем коленвал за шкив волшебным ключом на 36 и добиваемся совпадения меток на шкиве и крышки, а также на звездочке распредвала и отливе постели последнего.
Метки ВМТ. Метка распредвала.
А теперь самое интересное. Откручиваем гайку на 36 держащею шкив коленвала. Стопорим шкив специальным ключом и откручиваем. Если нет такого можно включить пятую скорость, попросить друга нажать на тормоз и легким движением ключа открутить ее.
Гайка шкива коленвала.
Снимаем шкив. Откручиваем шесть болтов и три гайки на 10 сбоку, три болта снизу крышки привода распредвала. Снимаем последнею.
Откручиваем две гайки крепления натяжителя цепи и снимаем его.
Натяжитель цепи ГРМ.
На данной машине был установлен автоматический натяжитель. Наконец то до кого-то дошло!
Откручиваем болт крепления звёздочки распредвала и сняв ее запоминаем или метим отверстие для центровки.
Перед нами предстала удивительная картина.
Старая цепь ГРМ.
- предохранитель, препятствующий перескакиванию цепи.
- крепление башмака натяжителя цепи ГРМ.
- звездочка коленвала.
Откручиваем предохранитель, ключом на 10 и крепление натяжителя, а так же болт крепления звездочки привода вспомогательных агрегатов (поросенка).
Привод вспомогательных агрегатов.
Снимаем все звезды и старую цепь. Проверяем совпадение меток. Шпонка коленвала должна быть напротив отлива на блоке цилиндров.
Метка на блоке.
Установка новой цепи ГРМ
Ставим новые звезда на коленвал и привод вспомогательных агрегатов. Смазываем новую цепь ГРМ и устанавливаем ее на место.
Новая цепь ГРМ.
Сверху подкладываем под цепь любой инструмент для того что бы она ни сваливалась вниз.
Устанавливаем звездочку распредвала в цепь таким образом, что бы при установке на респредвал нисходящая ветвь цепи была натянута и все метки совпадали. Проворачиваем распредвал против часовой стрелки на небольшой угол и за коленвал возвращаем назад, таким образом, цепь натягивается и можно оценить правильность установки меток. Если метки не совпали, перебрасываем цепь на зуб и повторяем процедуру снова.
Устанавливаем натяжитель цепи на место и активируем его. Затягиваем все болты крепления звезд и контрим их. Проворачиваем коленвал два оборота и если клапана с поршнями не встречаются и все метки встают на свое место, поздравляем себя с выполнением самой ответственной операции.
Смазываем герметиком прокладку крышки коленвала и устанавливаем ее на место.
Ставим шкив, затягиваем его и еще раз прокручиваем коленвал и проверяем все метки. Лучше перестраховаться, чем потом рвать волосы на всех местах и искать телефон моториста.
Откручиваем гайку на 13 трамблера и вынув его проворачиваем бегунок так что бы он смотрел на контакт четвертого цилиндра. Ставим трамблер на место, но помним, что после окончательной сборки придется выставить зажигание. Останавливаться на этом не будем, так как процедуру настройки на ВАЗ 2106 можно найти в интернете.
Если интересно то видео об установке зажигания в конце статьи.
Ставим на место все что сняли, в порядке обратном снятию. Заливаем антифриз, заводим, регулируем зажигание. Вот и подошла к концу ваша первая замена цепи ГРМ.
Видео замены цепи ГРМ на ВАЗ 2106
Видео установки зажигания и распредвала на карбюраторной ВАЗ 2106
Удачи на дорогах. Ни гвоздя ни жезла!
Быстрая установка цепи ГРМ ВАЗ 2106 по меткам и их выставление
Основная причина замены двухрядной цепи газораспределительного механизма – чрезмерное растяжение. Дистанционно критическое удлинение распознается по шуму – цепка брякает и трется о смежные детали. На деле предельный износ приводит к потере мощности, приемистости и нестабильной работе двигателя ввиду взаимного смещения распределительного и коленчатого валов. Визуально на это укажет смещенный шкив привода вспомогательных агрегатов.
Наладка или как выставить метки узлов ГРМ на ВАЗ 2106 самостоятельно
Расшифровка пометок
Без предварительного базирования поршней и клапанов установка цепи грм на ВАЗ 2106 по меткам невозможна. Стало быть, значимость отметок вовсе не условно-декоративная. Знаки дают понимание о положении деталей внутри мотора:
- Пометка на шкиве КВ, совпадающая с длинной черточкой на передней крышке, означает достижение поршнями 1 и 4 цилиндров ВМТ.
- Метка на звездочке РВ, совмещенная с приливом на постели, информирует о закрытых клапанах в 4 цилиндре – здесь происходит такт сжатия.
К сведению. Нумерация «горшков» начинается со стороны радиатора.
При совпадающих отметках бегунок распределителя зажигания обращен в сторону 4 цилиндра, а клапана последнего закрыты. По аналогии с настройкой сцепления на «классике» , однозначность взаимного расположения коленчатого и распределительного валов служит базой для проведения регулировки зазоров в клапанном механизме, процедуры выставления зажигания.
Как восстановить совпадение меток
При вытянутой цепи пометки «уйдут». Основная сложность заключается в том, чтобы вернуть их в положение обоюдного совпадения. Эта работа совмещается с демонтажем старой цепки. Однако спешить ее снимать не стоит – рассогласование всех заводских маркеров чревато.
Базой служит положение коленвала, при котором отметка шкива совпадает с длинной чертой на передней крышке. При этом засверловка звезды распредвала должна находиться ближе к приливу. Этого нужно добиться в первую очередь. Стоит помнить, что передача выполнена с соотношением 2:1 – двум оборотам коленчатого вала соответствует один оборот распределительного.
- Снять звезду распределительного вала, удалить все остальные шестерни и ограничитель цепи.
- Вынуть цепочку.
- Поставить звездочку «распреда» обратно (без цепки), закрутить болт, притянуть, фиксируя деталь за зубцы отверткой.
- Провернуть распредвал до совпадения отметок на звезде и постели.
- Зафиксировав звездочку отверткой, отвернуть болт и снять ее.
- Установить новые цепку, звезды, башмак натяжителя и пластину успокоителя.
Излишние опасения при демонтаже звездочки РВ не уместны. В конструкции вала предусмотрен штифт. Кроме передачи крутящего момента он выполняет роль фиксатора определенного положения.
Как одеть цепь
Монтаж новой цепочки начинается с ее насадки на новую звезду коленвала. Далее монтируются успокоитель, башмак натяжителя, ограничитель. Цепка пропускается через шестерню приводного вала с попутным его закреплением. После она насаживается на звездочку распределительного вала, и выполняется корректировка ее положения по циклу:
- Одеть на вал.
- Посмотреть на относительное расположение засверловки и прилива.
- Снять.
- Передвинуть на один зуб в нужную сторону.
Завершающая процедура – натяжка цепки, в ходе которой натяжитель закручивается до упора хорошим усилием. После вращения КВ ключом производится окончательный контроль совпадения знаков.
Нюансы в установке цепи ГРМ по заводским меткам на ВАЗ 2106: подводные камни
Идеального совмещения двух пар пометок добиться сложно. Основная причина – использование компонентов с выдержанными по предельной границе размерами. К слову, регулировка карбюратора ВАЗ 2106 своими руками также никогда не происходит по идеальному сценарию – практически всегда используются дополнительные рекомендации опытных мастеров.
Допустимые сдвиги отметок
Одна из неписанных норм допускает расхождение засверловки звезды и прилива корпуса подшипников распределительного вала в пределах ползуба в ту или иную сторону. Если поконкретнее, то установка цепи ГРМ двигателя ВАЗ 2106 по меткам считается оконченной, когда звездочка распредвала стоит точно, а отметка шкива коленвала уходит чуть вперед. Это гарантия устойчивой тяги во всем скоростном диапазоне.
Если звезда «распреда» стоит по метке, а шкив «колена» не доходит до знака ВМТ – мотор устойчиво функционирует только до скорости 100 км/ч. После преодоления границы наблюдается потеря тяги и повышенный расход топлива.
Крайности
Расхождение между метками постели и звезды распределительного вала в один зуб недопустимо. Обычно это доказательство критического растяжения цепочки. Когда же она новая стоит осмотреть посадочное место под шпонку на коленвале – возможно оно разбито, отсюда – чрезмерный люфт.
Двигатели с существенным пробегом нередко склонны к произвольному изменению расположения пометки звезды РВ в процессе вращения КВ. К этому приводят:
- Подлизанные зубья в зацеплении вала-шестерни привода маслонасоса с приводным валом («грибка» с «поросенком»).
- Люфт в трамблере.
- Эллипсность звездочек ГРМ.
К сведению. Использование разрезной звезды помогает добиться идеального расположения меток. Она устанавливается взамен штатной зубчатой шестерни распределительного вала.
Коротко о главном
Технология, как выставить метки ГРМ на моторе ВАЗ 2106, выполняется при снятой цепи. Установленная на распредвале звезда без цепки фиксируется отверткой и затягивается ключом. После вращения распределительного вала в нужную сторону и совмещения засверловки с приливом на постели снова зубчатая шестерня обездвиживается подходящим предметом и демонтируется. Далее производится монтаж новой цепочки.
Идеального совпадения пометок можно добиться только при использовании разрезной шестерни. Впрочем, это вовсе не обязательно соблюдать. Вполне допустима ситуация, когда метки «распреда» совпадают, а шкив коленвала уходит немного вперед.
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106, а также успокоитель, башмак натяжителя, и звездочки
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106 как и замена ремня ГРМ на ВАЗ 2110 — ответственная и не легкая процедура, требующая определенных навыков и знаний. Не имея элементарного понятия о том, что это, я бы не советовал браться за такую работу.
Кроме цепи ГРМ мы заменим еще башмак натяжителя, ремень генератора, успокоитель и звездочки. Перед началом работы подготовьте инструментарий, вам потребуется стандартный набор ключей, а также универсальный фиксатор шкивов, спецключ на «36», пустая тара для слива антифриза.
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106 своими силами
1. Снимите с карбюратора корпус воздушного фильтра.
2. Открутите три гайки ключом на «10» и еще четыре ключом на «8».
3. Будьте аккуратны и постарайтесь ничего не уронить над карбюратором в противном случае его придется снимать, возможно даже вместе с впускным коллектором.
4. Далее снимите крышку трамблера и трубку подачи топлива.
5. Ключом на «10» открутите восемь гаек крепления клапанной крышки затем снимите шайбы с пластинами.
6. Снимите трос подсоса и привод дроссельной заслонки.
7. Снимите клапанную крышку с прокладкой, которую также лучше поменять.
8. Теперь нужно снять защиту снизу и слить антифриз в подготовленную тару.
9. Ослабляете гайку крепления генератора ключом на «19».
10. Отпустите хомуты на патрубках и снимите их.
11. Далее необходимо ослабить хомут нижнего патрубка водяной помпы и снять его.
12. Отключите питание вентилятора и термодатчика на радиаторе.
13. Радиатор вместе с патрубками и термостатом также нужно снять.
14. Отпустите гайку натяжителя генератора, затем используя монтировку, сдвиньте его вперед.
16. Используя ключ на «36», поворачивайте коленчатый вал за шкив для совмещения меток на крышке и шкиве, а также на звездочке и литье постели распредвала.
17. Открутите гайку на «36», которой крепится шкив коленвала. Застопорите шкив при помощи спецключа и открутите. В случае отсутствия спецключа включите пятую передачу, нажмите на педаль тормоза, затем используя ключ, открутить ее.
18. Снимите шкив. Ключом на «10» открутите шесть болтов и три гайки, а также три болта снизу крышки привода распределительного вала и снимите крышку.
19. Открутите две гайки крепления натяжителя цепи, затем снимите его.
Примечание! В моем случае на автомобиле стоял автоматический натяжитель.
20. Открутил болт крепления звездочки распредвала и снял ее. Пометьте или попытайтесь запомнить положение для центровки. После этого увидел следующую картину.
- Предохранитель, не дающий цепи перескакивать.
- Крепление башмака натяжителя цепи ГРМ.
- Звездочка коленвала.
21. Ключом на «10» открутите предохранитель, а также крепление натяжителя и болт крепления звездочки привода вспомогательных агрегатов.
22. Снимите звездочки и старую цепь ГРМ. Проверьте совпадают ли метки, шпонка коленвала должна совпадать с литьем на блоке цилиндров.
23. Установите новые звездочки на привод, вспомогательные агрегаты и коленвал. Новую цепь тщательно смажьте и поставьте на место.
24. Подложите какой-нибудь инструмент, чтобы она не упала вниз.
25. Звездочка распредвала ставится в цепь таким образом, чтобы во время установки на распредвал нисходящая ветвь цепи была в натянутом состоянии, совпадали все метки. Проверните распредвал против часовой стрелки и вернитесь назад за коленвал. Таким образом цепь натягивается и есть возможность оценить правильность установки меток. В случае несовпадения меток, перекиньте цепь на зуб и снова повторите процедуру.
26. Поставьте натяжитель цепи на место, затем активируйте его. Затяните все крепежные болты и «законтрите» их. Провернув коленвал на два оборота, убедитесь, что метки совпадают, а клапана не встречаются с поршнями.
27. Смажьте прокладку крышки коленвала герметиком и поставьте на место.
28. Поставьте шкив, еще раз проверьте совпадают ли метки и затяните его.
29. Открутите гайку на «13» трамблера, затем достав его, проверните бегунок таким образом, чтобы он смотрел на контакт четвертого цилиндра.
30. Установите трамблер на место, и не забудьте после завершения процедуры замены цепи ГРМ ВАЗ 2106 — выставить зажигание.
Далее все собирается в обратной последовательности, заливается антифриз и т. д.
Собственно, все, замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106 своими руками завершена, надеюсь успешно!? Спасибо, что зашли, всего хорошего, до новых встреч на ВАЗ Ремонт своими руками!
Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106
Хотя цепь газораспределительного механизма ВАЗ 2106 имеет большой ресурс, со временем она изнашивается. При значительном износе ее нужно срочно менять. Процедура замены трудоемкая, но, если знать устройство узла и следовать пошаговой инструкции, ее можно выполнить собственноручно в домашних условиях.
Для чего нужна цепь ГРМ и ее характеристики
Старые модели ВАЗ 2106 оснащались механическим плунжером
натяжного устройства, в котором шток выдвигает пружина. В новых модификациях
устанавливаются плунжера гидравлического типа, они работают за счет давления
масла. Цепь должна быть всегда натянута для корректной работы двигателя.
Натяжка осуществляется с помощью полукруглого башмака,
который подпирает элемент слева. К цепи также примыкает пластина успокоителя.
От соскакивания цепи с нижней звездочки в случае значительной растяжки
уберегает металлический ограничитель, находящийся на блоке цилиндров. Когда
вращаются элементы привода, на цепь с разных сторон давит башмак и успокоитель.
Цепной привод ГРМ в силовом агрегате ВАЗ 2106 выполняет
следующие функции:
- передает вращательный момент от коленвала к
распредвалу, который регулирует положение впускных и выпускных клапанов ГБЦ; - вращает вал трамблера;
- шестерня в середине обеспечивает работу
масляного насоса.
Количество звеньев зависит от типа установленного двигателя.
На шестые модели устанавливались силовые агрегаты объемом 1,3, 1,4 и 1,6. Длина
хода поршня для моторов 1-го вида равна 66 мм, для двух других – 80 мм. В
зависимости от объема силового агрегата берется цепь определенного размера:
- 1,3 л – 114 звеньев;
- 1,5 и 1,6 – 116 звеньев.
При покупке цепи легко проверить количество звеньев, не занимаясь их пересчетом. Расправить изделие в длину так, чтобы половинки плотно прилегали друг к другу. Если концы легли одинаково, то количество звеньев 116, у короткой цепи крайнее звено будет повернуто под некоторым углом.
Определяем необходимость замены цепи
Эксплуатационный срок цепи ГРМ достаточно большой и
составляет около 100 тысяч километров пробега. С течением времени при
эксплуатации машины цепь постепенно растягивается. При этом металлические
звенья не деформируются, стираются их шарниры, появляется люфт, образуются
зазоры. Для небольшого участка эта выработка незаметна, но, если взять в целом
по цепному приводу, длина детали значительно увеличится.
Степень изношенности цепного привода определяется по таким
симптомам:
- Из-под крышки клапанов слышны посторонние звуки.
Если цепь слишком растянута, раздается громкое бряцанье. - Демонтировав клапанную крышку, проверяется
совпадение выступа на шкиве коленчатого вала с меткой на шестерне распредвала.
Если есть смещение хотя бы на 1 см, это
говорит о растяжении цепи.
- Выполнив натяжение цепи, запускают двигатель и по
новой выставляют метки. При существенном удлинении, эти действия не приведут к
нужному результату, плунжерное устройство не может убрать слабину. - Сняв крышку клапанов, проверяют, в каком
техсостоянии находится успокоитель. Бывают случаи, когда слишком растянутая
цепь обрывает накладку или срывает весь элемент полностью. Если оборван успокоитель,
происходит трение цепи о корпус ГБЦ, в нем образуется канавка.
Цепь, которая растянулась на более чем 10 мм, может
перескакивать через несколько звеньев по шестерням. Перепрыгивание через одну
секцию чревато нарушением фазы газораспределения. В этом случае двигатель
вибрирует при любом режиме работы, часто глохнет, значительно падает его
мощность. Признаки проявляются в виде выстрелов в выхлопную трубу или
карбюратор. Не помогает убрать вибрацию регулировка зажигания и подачи топлива.
При перескакивании на 2-4 зуба мотор глохнет и больше не
запускается. Самая неприятная ситуация, когда поршни встречаются с клапанами
из-за нарушения фаз газораспределения. Это грозит капитальным ремонтом
двигателя.
Подготовка к замене: материалы, инструменты и разборка
При долгой эксплуатации силового агрегата изнашивается не только цепной привод, но и некоторые, связанные с ним элементы:
- изнашиваются зубья шестеренок;
- приходят в негодность накладки натяжителя и
успокоителя.
Процесс разборки несложный, но очень трудоемкий: приходится
откручивать большое количество гаек и болтов, демонтировать несколько узлов и
деталей. Поэтому целесообразно менять все изношенные элементы, в том числе
шестеренки. Специалисты рекомендуют менять комплект ГРМ на «шестерку» и
несколько дополнительных элементов, набор состоит из следующих деталей:
- цепи ГРМ подходящего размера;
- башмака натяжителя;
- трех шестеренок;
- успокоителя;
- переднего сальника и шпонки шкива коленвала.
Понадобится высокотемпературный герметик. Шпонка шкива часто теряется при ремонте, а без нее сборка невозможна. Поэтому имеет смысл купить запасную, стоимость ее небольшая.
Из инструментов нужно подготовить:
- набор ключей;
- накидную головку на «38» для откручивания крепления
храповика и универсальный фиксатор для шкивов;
- комплект накидных головок;
- отвертки;
- пассатижи;
- сухие тряпки.
Удобнее работы проводить на подъемном приспособлении, но
можно обойтись без него, сняв капот у машины или лежа на земле.
На подготовительном этапе обеспечиваем доступ к приводу ГРМ
и передней стенке блока цилиндров. Для этого ждем, когда остынет двигатель,
устанавливаем авто на ручной тормоз, выполняем следующие действия:
- Спускаемся под машину и снимаем защиту картера.
- Откручиваем нижнее крепление генератора.
- В моторном отсеке демонтируем корпус воздушного
фильтра, прикрученного на карбюраторе.
- Отсоединяем тягу педали газа и трос привода
подсоса, трубки, закрывающие крепления крышки клапанов.
- Откручиваем болты и снимаем клапанную крышку.
- Отсоединяем от вентилятора охлаждения штекер с
проводами и, выкрутив крепления, демонтируем устройство.
- Чтобы ослабить натяжение ремня, отворачиваем
гайку на крепежном кронштейне и монтировкой пододвигаем агрегат к блоку
цилиндров.
- Теперь можно снять ремень.
- Очищаем узлы от загрязнений и масляных пятен,
чтобы после демонтажа крышки ГРМ в поддон картера не попали инородные тела.
Демонтаж и установка нового цепного привода
При замене цепного привода ГРМ нужно строго придерживаться
пошаговой инструкции:
- Спустившись под машину, откручиваем ключом на
«36» гайку на храповике, при этом люым подходящим инструментом фиксируем шкив.
- Поддевая шкив отверткой с плоским лезвием
демонтируем его.
- Открутив 6 болтов и 3 гайки, снимаем переднюю
крышку узла.
- Отгибаем края стопорных шайб и откручиваем болты
крепления шестеренок.
- Совмещаем выступ на распредвале с меткой на
верхней звездочке.
- Далее снимаем плунжерное устройство и
успокоитель цепи, открутив крепежные болты. - Когда проверены метки и ослабла цепь,
выкручиваем полностью болты и демонтируем звездочки.
- Опускаем цепь вниз, вывинчиваем ограничитель,
демонтируем цепь и малую шестеренку вместе со шпонкой.
- Затем откручиваем башмак натяжного устройства.
Монтаж цепи и запасных деталей выполняем по следующему
алгоритму:
- Очищаем ветошью все рабочие поверхности,
прикрываем картер тряпкой. - Устанавливаем новые шестерни на привод.
Смазываем новую цепь и опускаем ее в свободное пространство головки
цилиндров. - Подвешиваем цепь на какой-нибудь инструмент,
чтобы она не упала.
- Проверяем совпадение меток на коленвале и
корпусе блока цилиндров, насаживаем малую шестеренку и надеваем на нее цепь.
- Устанавливаем новые детали натяжного устройства.
- Подтягиваем болты звездочек и надеваем на них
цепь. - Устанавливаем плунжер и регулируем натяжение
цепного привода. Еще раз проверяем метки. - Дальнейшая сборка выполняется в обратной
разборке порядке.
Чем больше опыта, тем быстрее проходит процедура. У квалифицированного специалиста процедура замены на «шестерке» займет не более трех часов, у малоопытного автолюбителя, конечно, больше. Поэтому для ремонта нужно выделить день, чтобы все выполнить, не спеша и качественно. Обязательно нужно перед запуском двигателя проверить метки.